МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геодезия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 76
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 17,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 26 26 42 42
Практические 16 16 28 28 44 44
Сам. работа 49 49 27 27 76 76
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.с.-х.н, доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геодезия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студента четкого представления о средствах и методах полного комплекса геодезических работ при топографо-геодезических изысканиях, создании и корректировке топографических планов и решении инженерных задач геодезическими методами при землеустроительных и кадастровых работах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
ПК-10: способностью использовать знания современных технологий при проведении землеустроительных и кадастровых работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы проектирования точек малых участков земной поверхности на горизонтальную плоскость, существующие системы координат, современные методы измерений земной поверхности для решения разнообразных инженерных задач при проведении землеустроительных и кадастровых работ, организацию и технологию геодезических работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать задачи по топографической карте, работать с современными геодезическими приборами, обрабатывать результаты измерений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками полевых и камеральных работ по созданию, развитию и реконструкции государственных геодезических, нивелирных, гравиметрических сетей и координатных построений, сетей специального назначения методами исследования, поверок и эксплуатации геодезических приборов, способами самоконтроля и самостоятельного поиска ошибок при измерении углов и превышений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы геодезии
1.1. Цели и задачи курса «Геодезия». Предмет и задачи геодезии и связь с другими науками. Роль геодезии в развитии хозяйства страны. Краткие сведения из истории развития геодезии. Организация геодезической службы в землеустройстве Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
1.2. Определение положения точек на земной поверхности. Понятие о физической поверхности Земли, её форме и размерах. Уровенная поверхность, геоид, эллипсоид Красовского. Абсолютные и относительные высоты точек, превышение между точками. Принцип отображения поверхности Земли на плоскости. Понятие о картографических проекциях. Горизонтальные и вертикальные плоскости. Ортогональная проекция. Горизонтальное проложение Влияние кривизны Земли на горизонтальные расстояния и высоты точек при переходе со сферы на плоскость. Пространственные системы координат. Системы координат на плоскости. Перевычисление плоских прямоугольных координат из одной системы в другую. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
1.3. Горизонтальное проложение Влияние кривизны Земли на горизонтальные расстояния и высоты точек при переходе со сферы на плоскость. Пространственные системы координат. Системы координат на плоскости. Ориентирование линий по истинному и магнитному меридианам. Азимуты, дирекционные углы и румбы, связь между ними. Прямая и обратная геодезические задачи. Прямая и обратная геодезические задачи. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
1.4. Масштабы и их точность. Понятие о плане, карте и профиле. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов. Картографические условные знаки Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
1.5. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов. Картографические условные знаки Практические 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
1.6. Рельеф земной поверхности. Основные формы рельефа и их элементы. Изображение рельефа на планах и картах. Метод горизонталей. Высота сечения, заложение ската. Уклон линии, крутизна ската. Проведение горизонталей по отметкам точек. Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
1.7. Изображение рельефа на планах и картах. Метод горизонталей. Высота сечения, заложение ската. Уклон линии, крутизна ската. Проведение горизонталей по отметкам точек Практические 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
1.8. Задачи, решаемые по топографической карте. координат точек на карте. Ориентирование карты по компасу. Ориентирование карты или плана по местным предметам. Определение истинного, магнитного азимутов и дирекционного угла направления по карте. Определение высот точек, уклонов и крутизны ската линий местности по горизонталям. Построение профиля по заданному на карте направлению Практические 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
1.9. Техника безопасности и охрана окружающей среды при геодезических работах Общие требования к организации безопасного ведения геодезических работ. Санитария и гигиена при полевых работах. Передвижение на местности в различных природных условиях, использование транспорта. Правила техники безопасности при работе с геодезическими приборами. Охрана окружающей среды при производстве геодезических работ. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
1.10. Решение задач по топографической карте на измерение расстояний, определение отметок точек, превышений, определение разграфки и номенклатуры топографических карт и планов на определение координат по карте, на ориентирование Сам. работа 2 24 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Геодезические измерения
2.1. Понятие о геодезических измерениях и их точности. Процессы производства геодезических работ. Объекты измерений и единицы физических величин, применяемые в геодезии. Сущность процесса измерений, совокупность условий, влияющих на результат измерения и его точность Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
2.2. Понятие об абсолютных и относительных погрешностях измерений. Систематические и случайные погрешности, их основные свойства. Радианная мера угла и её использование в приближенных вычислениях. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
2.3. Угловые измерения Принципы измерения горизонтальных и вертикальных углов. Классификация теодолитов. Принципиальная схема устройства теодолита. Горизонтальный круг. Отсчетные устройства. Зрительные трубы. Уровни. Вертикальный круг теодолита. Устройство, поверки и юстировки теодолита. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
2.4. Установка теодолита в рабочее положение. Измерение горизонтальных углов. Погрешности измерения горизонтальных углов. Измерение вертикальных углов. Измерение теодолитом магнитного и истинного азимутов направлений. Понятие об электронных и лазерных теодолитах. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
2.5. Линейные измерения Способы измерения длин линий Механические приборы для непосредственного измерения длин линий. Компарирование мерных приборов. Понятие о свето- и радиодальномерах. Оптические дальномеры. Нитяной дальномер. Дальномеры двойного изображения. Понятие о параллактическом методе измерения расстояний. Определение неприступных расстояний. Измерение длин линий мерными лентами. Правила обращения с геодезическими приборами. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
2.6. Измерение длин линий. Правила обращения с геодезическими приборами Практические 2 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
2.7. Обработка результатов измерений длин линий. Вычисление относительной погрешности измерений. Систематические и случайные погрешности, их основные свойства. Числовые характеристики случайных погрешностей. Грубые погрешности и принцип контроля измерений. Повторные наблюдения и допустимые расхождения. Требования к оформлению результатов полевых измерений и их обработке. Сам. работа 2 25 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
2.8. Подготовка к экзамену. Экзамен 2 27 Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Геодезические съемки (основные положения)
3.1. Общие сведения о геодезических съемках. Цель и задачи топографических съемок. Инструктивно-нормативная литература. Виды съемок и применяемые приборы. Выбор масштаба топографической съемки и высоты сечения рельефа. Съемочное обоснование. Основные этапы технологического процесса при создании планов методами наземных съемок. Контроль качества съемок. Общие сведения о цифровых моделях местности (ЦММ) и автоматизированных методах получения и обработки геодезической информации. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
3.2. Теодолитная съемка. Сущность теодолитной съемки, состав и порядок работ. Подготовительные работы. Рекогносцировка местности и закрепление точек теодолитных ходов. Прокладка теодолитных ходов на местности. Привязка теодолитных ходов к пунктам геодезической опорной сети. Съемка ситуации местности. Обработка результатов измерений в замкнутом теодолитном ходе. Особенности обработки результатов измерений диагонального (разомкнутого) теодолитного хода. Построение плана теодолитной съемки Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
3.3. Обработка результатов измерений в замкнутом теодолитном ходе. Особенности обработки результатов измерений диагонального (разомкнутого) теодолитного хода. Построение плана теодолитной съемки Практические 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
3.4. Определение площадей земельных участков. Аналитический способ определения площадей. Графический способ определения площадей. Механический способ определения площадей. Измерение площади планиметром. Порядок определения площадей земельных участков, их увязка и составление экспликации. Практические 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
3.5. Формулы для вычисления превышений и высот. Точность тригонометрического нивелирования, контроль, основные источники погрешностей Практические 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
3.6. Способы геометрического нивелирования. Устройство, поверки и юстировки нивелиров. Техническое нивелирование. Продольное инженерно-техническое нивелирование. Обработка журналов нивелирования. Составление профиля трассы. Нивелирование поверхности. Практические 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
3.7. Тахеометрическая съемка Приборы, применяемые при тахеометрической съемке. Создание сети съемочного обоснования. Съемка ситуации и рельефа. Камеральные работы при тахеометрической съемке Практические 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
3.8. Тригонометрическое и геометрическое нивелирование. Принцип тригонометрического нивелирования, цель и сущность измерений. Формулы для вычисления превышений и высот. Точность тригонометрического нивелирования, контроль, основные источники погрешностей. Способы геометрического нивелирования. Устройство, поверки и юстировки нивелиров. Техническое нивелирование. Сам. работа 3 5 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Общие сведения о построении геодезических сетей
4.1. Системы координат. Основные системы координат в геодезии. Понятие о картографических проекциях. Равноугольная проекция Гаусса-Крюгера. Шестиградусные и трехградусные зоны. Масштаб изображения и искажения длин линий в проекции Гаусса-Крюгера. Плоские прямоугольные координаты Гаусса-Крюгера. Редуцирование линий на плоскость в проекции Гаусса-Крюгера. Искажение площадей в проекции Гаусса-Крюгера. Перекрытие зон. Системы координат Единого государственного реестра недвижимости. Преобразование координатных систем. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
4.2. Плоские прямоугольные координаты Гаусса-Крюгера. Редуцирование линий на плоскость в проекции Гаусса-Крюгера. Искажение площадей в проекции Гаусса-Крюгера. Перекрытие зон. Системы координат Единого государственного реестра недвижимости. Преобразование координатных систем Практические 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
4.3. Опорные геодезические сети. Понятие о геодезической сети и ее назначении Виды геодезических сетей: плановые и высотные. Принципы и методы построения геодезических сетей. Классификация геодезических сетей. Государственная плановая геодезическая сеть, методы ее построения. Закрепление пунктов. Государственная нивелирная сеть. Принцип построения нивелирных сетей, закрепление пунктов. Точность государственных нивелирных сетей разных классов. Геодезические сети сгущения и съемочные сети. Методы построения и основные характеристики плановых сетей сгущения. Высотная сеть сгущения, ее точность, методы построения. Съемочные сети: плановые и высотные, их точность. Плотность пунктов съемочной сети. Геодезическая основа проведения кадастровых работ. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
4.4. Методы построения и основные характеристики плановых сетей сгущения. Высотная сеть сгущения, ее точность, методы построения. Съемочные сети: плановые и высотные, их точность. Плотность пунктов съемочной сети. Геодезическая основа проведения кадастровых работ. Практические 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
4.5. Построение геодезических сетей сгущения. Теодолиты, применяемые при построении геодезических сетей сгущения. Исследования и поверки теодолитов. Способы измерения горизонтальных углов и направлений. Определение элементов приведения направлений к центрам пунктов. Передача координат с вершины знака на землю. Прямая и обратная угловая засечки. Линейная засечка. Линейно-угловая засечка. Лучевой метод определения координат. Оценка точности определения положения пунктов Лекции 3 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
4.6. Способы измерения горизонтальных углов и направлений. Определение элементов приведения направлений к центрам пунктов. Передача координат с вершины знака на землю. Прямая и обратная угловая засечки. Линейная засечка. Линейно-угловая засечка. Лучевой метод определения координат. Оценка точности определения положения пунктов. Практические 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
4.7. Общие сведения о построении геодезических сетей. Сам. работа 3 5 Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Специальные геодезические работы
5.1. Геодезические работы при инженерных изысканиях и проектировании. Понятие об инженерных изысканиях. Нормативные документы. Требования к составу и точности геодезических работ на различных стадиях проектирования инженерных систем и сооружений. Выбор масштаба и методов съемки. Исполнительная съемка. Трассирование линейных сооружений. Составление проекта вертикальной планировки. Лекции 3 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
5.2. Выбор масштаба и методов съемки. Исполнительная съемка. Трассирование линейных сооружений. Составление проекта вертикальной планировки. Практические 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
5.3. Содержание и точность геодезических разбивочных работ. Способы перенесения проектной точки в натуру. Подготовка исходных данных для перенесения проекта в натуру. Разбивочный чертеж. Перенесение в натуру линий заданной длины и углов. Перенесение в натуру высоты точки, линии и плоскости с заданным уклоном. Геодезические разбивочные работы. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
5.4. Подготовка исходных данных для перенесения проекта в натуру. Разбивочный чертеж. Перенесение в натуру линий заданной длины и углов. Перенесение в натуру высоты точки, линии и плоскости с заданным уклоном. Практические 3 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
5.5. Специальные геодезические работы. Сам. работа 3 5 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Элементы теории погрешностей измерений
6.1. Измерения и их погрешности. Сущность и виды геодезических измерений. Погрешности измерений, их классификация. Предмет и задачи теории погрешностей измерений, ее связь с теорией вероятностей и математической статистикой. Равноточные измерения. Свойства случайных погрешностей равноточных измерений. Критерии точности ре-зультатов равноточных измерений. Средние квадратические погрешности функций измеренных величин. Среднее арифметическое. Средняя квадратическая погрешность среднего арифметического. Средняя квадратическая погрешность отдельного измерения, вычисленная по уклонениям от среднего арифметического. Обработка результатов равноточных измерений одной и той же величины. Оценка точности по разностям двойных равноточных измерений. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
6.2. Средние квадратические погрешности функций измеренных величин. Среднее арифметическое. Средняя квадратическая погрешность среднего арифметического. Средняя квадратическая погрешность отдельного измерения, вычисленная по уклонениям от среднего арифметического. Обработка результатов равноточных измерений одной и той же величины. Оценка точности по разностям двойных равноточных измерений. Практические 3 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
6.3. Элементы теории погрешностей измерений. Сам. работа 3 6 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Глобальные спутниковые навигационные системы
7.1. Общие сведения. Принципы построения спутниковых навигационных систем Особенности геодезических измерений спутниковыми методами. Системы координат и высот в спутниковых измерениях. Эфемериды спутника. Система GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС. Космический сегмент. Сегмент управления и контроля. Сигналы GPS и ГЛОНАСС. Перспективы развития систем GPS и ГЛОНАСС. Аппаратура пользователей, ее состав и основные характеристики. Лекции 3 6 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
7.2. Перспективы развития систем GPS и ГЛОНАСС. Аппаратура пользователей, ее состав и основные характеристики. Практические 3 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
7.3. Глобальные спутниковые навигационные системы. Сам. работа 3 6 ОПК-3, ПК-10 Л1.1
7.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 3 27 ОПК-3, ПК-10 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения
Приложение 1.   Б1.Б.17_ФОС_Геодезия.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Макаров, К. Н. Инженерная геодезия: М. : Издательство Юрайт, 2016 https://www.biblio-online.ru/book/767DDFD8-D50E-4CA0-8D82-7B56D67C297E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии https://rosreestr.ru/site/activity/geodeziya-i-kartografiya/
Э2 Курс в Moodle «Геодезия» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4331
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Геодезия»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Геодезия» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Геодезия» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками геодезической съемки местности и требований и к ее производству, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Геодезия» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Геодезия» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Геодезия»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.