МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кадастры природных ресурсов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Кадастры природных ресурсов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н.,доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н.,доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование профессиональных представлений о теоретических и практических основах ведения кадастров и реестров природных ресурсов, формирование представлений о современных методах сбора, обработки и хранения кадастровой информации для обеспечения рационального природопользования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ПК-2: способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия кадастров природных ресурсов, основные положения ведения кадастров природных ресурсов, основы технологии сбора, систематизации и обработки информации, заполнения кадастровой документации, текстовых и графических материалов для целей кадастров, основные виды государственных кадастров и реестров природных ресурсов, основные принципы заполнения основных учетных форм кадастров и реестров природных ресурсов, порядок проведения кадастров и реестров природных ресурсов
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать профессиональной терминологией, изложенной в методике; пользоваться инструктивными материалами для ведения основных кадастров и реестров природных ресурсов. заполнять отдельные формы государственных реестров и кадастров природных ресурсов, определять порядок действий для внесения того или иного объекта в государственный реестр или кадастр, подготавливать исходную информацию о природных ресурсах для внесения в государственный реестр или кадастр, использовать данные государственных реестров и кадастров для определения платы за пользование природными ресурсами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.теоретическими и методическими навыками учета различных видов природных ресурсов, навыками предоставления сведений из государственных реестров и кадастров природных ресурсов, навыками ведения отдельных форм государственных реестров и кадастров природных ресурсов, представлениями об источниках получения кадастровой информации, представлениями об органах, ответственных за ведение государственных реестров и кадастров природных ресурсов, представлениями о порядке хранения документации государственных реестров и кадастров природных ресурсов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие природных ресурсов, их структура и роль в экономике страны.
1.1. Определение природных ресурсов. Характеристика их свойств. Обеспеченность РФ основными природными ресурсами. Роль России в мировом природно-ресурсном потенциале. Роль природных ресурсов в экономике страны. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Классификация природных ресурсов. Классификация по генезису и исчерпаемости Экономическая классификация природных ресурсов. Обеспеченность РФ основными природными ресурсами. Практические 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Понятие природных ресурсов, их структура и роль в экономике страны. Сам. работа 7 7 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Виды и назначение кадастров природных ресурсов.
2.1. Понятие кадастра природных ресурсов. Назначение различных видов кадастров и реестров. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Виды кадастров природных ресурсов. Понятие кадастров и реестров природных ресурсов. ГКН. Водный реестр. Лесной реестр. Кадастр проявлений полезных ископаемых. Практические 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Виды и назначение кадастров природных ресурсов. Сам. работа 7 7 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Содержание и порядок ведения кадастров природных ресурсов.
3.1. Функциональные особенности и структура кадастров природных ресурсов. Учет различных видов ресурсов как основная цель кадастров природных ресурсов. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Содержание кадастров природных ресурсов. Состав информации основных реестров. Порядок внесения, хранения и выдачи информации. Органы, ответственные за ведение реестров. Практические 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Содержание и порядок ведения кадастров природных ресурсов. Сам. работа 7 8 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Земельный фонд. Категории земель и виды угодий.
4.1. Определение и структура земельного фонда РФ. Структура земельного фонда Алтайского края. Категории земель их краткая характеристика и виды кадастровых работ в них. Виды и подвиды угодий. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.2. Структура земельного фонда Алтайского края. Категории земель их краткая характеристика и виды кадастровых работ в них. Виды и подвиды угодий. Практические 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.3. Земельный фонд. Категории земель и виды угодий. Сам. работа 7 7 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Государственный земельный кадастр. Государственный кадастр недвижимости.
5.1. Понятие земельного кадастра. Назначение, основные принципы и формы ведения. Учет различных категорий земель. Земельный кадастр и частная собственность на землю. Бонитировка земель. Проблемы ведения земельного кадастра. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.2. Кадастровые процедуры. Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Учет изменений объекта недвижимости. Внесение кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия. Исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. Практические 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.3. Государственный земельный кадастр. Государственный кадастр недвижимости. Сам. работа 7 7 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Кадастровые единицы. Методы получения кадастровой информации.
6.1. Землепользование – основная учетная единица земельного кадастра. Его экономическое, социальное, правовое и экологическое значение в пространственном делении земли. Вспомогательные кадастровые единицы (земельный массив, территория производственного подразделения, севооборотный массив и т.д.) их характеристика. Угодье – основной элемент земельного кадастра. Контур – основная счетная единица кадастра. Полевые, камеральные, статистические расчетные методы получения земельно-кадастровой информации. Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
6.2. Получение кадастровой информации. Источники получения кадастровой информации. Кадастровые единицы. Практические 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
6.3. Кадастровые единицы. Методы получения кадастровой информации. Сам. работа 7 7 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Кадастр водных ресурсов.
7.1. Виды водных ресурсов, подлежащих учету. Практика организации ведения реестра. Основные разделы реестра и источники информации. Водный кадастр и проблемы рационального водопользования. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
7.2. Водный реестр. Состав сведений водного реестра. Формы реестра. Предоставление сведений из водного реестра. Практические 7 3 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
7.3. Кадастр водных ресурсов. Сам. работа 7 8 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Кадастр лесных ресурсов.
8.1. Понятие лесного фонда. Виды лесопользования. Количественная оценка лесных ресурсов. Государственный учет лесов. Экономическая стоимость лесных ресурсов. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
8.2. Лесной реестр. Состав сведений лесного реестра. Формы реестра. Предоставление сведений из лесного реестра. Практические 7 3 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
8.3. Кадастр лесных ресурсов. Сам. работа 7 7 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 9. Кадастр месторождений полезных ископаемых.
9.1. Понятие о недрах. Виды полезных ископаемых. Структура кадастра. Организации, осуществляющие его ведение. Значение кадастра в современных рыночных условиях. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
9.2. Кадастр месторождений полезных ископаемых. Состав сведений кадастра месторождений полезных ископаемых. Формы кадастра. Предоставление сведений из кадастра месторождений полезных ископаемых. Практические 7 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
9.3. Кадастр месторождений полезных ископаемых. Сам. работа 7 8 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник для вузов: М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Астафьева, О. Е. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Академия, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Земельный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 20 ноября 2011 г. М.: [Проспект], 2011
Л2.2 Емельянов, А. Г. Основы природопользования: Академия, 2011
Л2.3 Экономика и управление природопользованием: АлтГУ, 2014 Отто О.В.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) https://rosreestr.ru/
Э2 Кадастры природных ресурсов (С седьмого семестра еще не велся)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Кадастры природных ресурсов»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Кадастры природных ресурсов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Кадастры природных ресурсов» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Кадастры природных ресурсов» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Кадастры природных ресурсов» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Кадастры природных ресурсов»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.