МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы этнологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы этнологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является усвоение основных подходов в изучении современных информационных технологий в музейной деятельности и формирование готовности их использования в профессиональной деятельности и исследовательской работе.
Задачи курса:
– освоить содержание основных понятий, обозначенных в современной музеологии;
– проследить особенности в развитии информатизации музейной среды в России;
– уяснить основные подходы к созданию вертуальных музеев;
– рассмотреть проблемы изучения и практического использования вертуального музея.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные направления изучения и освоения объектов культурного и природного наследия
- понятийный аппарат, используемый в отечественной музеологии
- основные математические методы для решения прикладных задач;
- основные принципы системного подхода для решения прикладных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно выполнять исследования при решении научно-исследовательских и прикладных задач в профессиональной деятельности с применением современных научно-информационных или образовательных технологий
применять системный подход и математические методы в формализации решении прикладных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- современными методами исследовательской деятельности в области музеологии;
- способностью к профессиональной адаптации и изменению профиля деятельности;
- навыками организации и проведения самостоятельной творческой работы в научно-исследовательском или производственном коллективе;
- cпособность применять системный подход и математические методы в формализации решении прикладных задач в области музейного дела

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Тема 1. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации Лекции 7 2 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Тема 1. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации Сам. работа 7 22 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Тема 2. эксперименты по созданию машинных каталогов на базе больших ЭВМ (1960-1970-е гг.) Лекции 7 2 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Тема 3. локальные текстовые базы данных по отдельным коллекциям в крупных музеях (1960-1970-е гг.) Лекции 7 4 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Тема 3. локальные текстовые базы данных по отдельным коллекциям в крупных музеях (1960-1970-е гг.) Сам. работа 7 22 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Тема 4. автоматизированные информационные системы (АИС) в крупных музеях, типовые проектные решения для региональных музеев (начало 1990-х гг.) Лекции 7 4 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Виртуальные музеи: понятие, история становления и классификация, функции, структура
2.1. Тема 7. История становления виртуальных музеев и сравнение с реальными музеями Лекции 7 4 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Тема 8. Классификация виртуальных музеев Лекции 7 4 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Тема 9. Многообразия функциональных возможностей виртуального музея для различных сфер жизнедеятельности человека Лекции 7 4 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Тема 10. Описание структуры виртуальных музеев Лекции 7 4 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Методы и технологии создания виртуального музея
3.1. Тема 11. Методы создания виртуального музея Лекции 7 4 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Тема 11. Методы создания виртуального музея Сам. работа 7 22 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Тема 12. Технологии создания виртуального музея Практические 7 9 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Тема 12. Технологии создания виртуального музея Сам. работа 7 24 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Тема 13. Трехмерная реконструкция виртуального музея: возможности и перспективы использования Лекции 7 4 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Тема 14. З-D сканирование музейных экспонатов: оборудование, методика, программное обеспечение. Практические 7 9 OK-6, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Мировой информационный кризис. Особенности его проявления в сфере культуры.
2. Информационные технологии в культуре.
3. История использования компьютерных технологий в музеях.
4. Глобальная информационная сеть Интернет, ее роль в деятельности музеев.
5. Представление информации в сети Интернет о музеях России и зарубежных музеях.
6. Музейно-экспозиционная деятельность российских музеев в новых социально-экономических и информационных условиях.
7. "Виртуальный музей". "Живой музей" (музей-театр, музей-салон, музей-клуб и др.).
8. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации.
9. Виртуальный музей: понятие и его анализ
10. История становления виртуальных музеев и сравнение с реальными музеями
11. Классификация виртуальных музеев
12. Многообразия функциональных возможностей виртуального музея для различных сфер жизнедеятельности человека
13. Описание структуры виртуальных музеев
14. Методы и технологии создания виртуального музея
15. Методы создания виртуального музея
16. Технологии создания виртуального музея
17. Трехмерная реконструкция виртуального музея: возможности и перспективы использования
18. З-D сканирование музейных экспонатов: оборудование, методика, программное обеспечение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не придусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии : учебноек пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Н. Турлюн, Н. В. Францева Компьютерные технологии в искусстве костюма и текстиля. Коллаж в Adobe Photoshop [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 Л. Н. Турлюн Компьютерные технологии в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Этнология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Инструкция по освоению электронного курса.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3243
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы семинаров, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Каждый вид работы оценивается оценкой. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по четырехбальной шкале.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Оценка за тестовое задание выставляется по четырехбальной шкале. К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, на положительную оценку (3, 4 балла), но желают повысить итоговую оценку. Студенты допускаются к экзамену в случае спорной итоговой оценки по результатам практических и тестовых заданий.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно.
Студенты, получившие «отлично» на практических занятиях и за тест получают итоговую оценку "отлично" без сдачи экзамена.
Студенты, получившие «отлично» и «хорошо» за практические и тестовые задания получают итоговую оценку по результатам оценки за экзамен.
Студенты, получившие «удовлетворительно» и «хорошо» за практические и тестовые задания получают итоговую оценку по результатам оценки за экзамен.
Студенты, получившие «удовлетворительно» за практические и тестовые задания, получают итоговую оценку по результатам оценки за экзамен.
Студенты, получившие неудовлетворительно» за практические занятия и за тест к экзамену не допускаются.