МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_Историч науки и археология-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 46 46 19 19 65 65
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор , Цыб С.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2014 г. №904

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 готовностью к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.алгоритм осуществления научно-исследовательской работы
методологию исторического исследования
методику археологических исследований
методику историографического анализа
3.2.Уметь:
3.2.1.применять общенаучные методы познания
адаптировать данные по всемирной истории к теме своей работы
адаптировать археологические знания к теме своей работы
адаптировать данные по отечественной истории к теме своей работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и приемами презентации докладов и написания публикаций
навыками сопоставления всемирно-исторических событий с фактами локальной истории
приемами обработки археологической информации
приемами обработки исторической информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология научного исследования
1.1. Содержание и формы научного исследования. Общая схема хода научного исследования Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Содержание и формы научного исследования. Общая схема хода научного исследования Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Методы научного познания. Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Методы научного познания и их использование для поиска истины. Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Виды и специфика научных работ Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Виды и специфика научных работ Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.7. Роль источников в исследованиях Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Роль источников в исследованиях Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Процесс и процедура создания рукописей Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.10. Процесс и процедура создания рукописей Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.11. Научные форумы: участие и организация Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.12. Научные форумы: участие и организация Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.13. Исследовательские проекты и оформление результатов исследований Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.14. Исследовательские проекты и оформление результатов исследований Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.15. Понятие «диссертационное исследование» и его критерии Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.16. Актуальность темы диссертационного исследования Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.17. Актуальность темы диссертационного исследования Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.18. Написание диссертационной работы Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.19. Цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.20. Цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования Сам. работа 3 3 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.21. Методология и методы диссертационной работы Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.22. Методология и методы диссертационной работы Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.23. Характеристика источниковой базы диссертации Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.24. Характеристика источниковой базы диссертации Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.25. Научная новизна результатов диссертационной работы Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.26. Научная новизна результатов диссертационной работы Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.27. Оформление диссертационного исследования Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.28. Апробация диссертационного исследования Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.29. Апробация диссертационного исследования Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.30. Обсуждение диссертации Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.31. Библиографический список и ссылки в рукописи диссертации Практические 3 1 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.32. Библиографический список и ссылки в рукописи диссертации Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.33. Макет автореферата диссертации Практические 3 1 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.34. Макет автореферата диссертации Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Содержание и формы научного исследования.
2. Общая схема хода научного исследования
3. Методы научного познания и их использование для поиска истины. Общая характеристика.
4. Эмпирические и теоретические методы исследования.
5. Системный метод.
6. Междисциплинарный подход, его суть и реальные возможности реализации. Применение естественно-научных методов в гуманитарной сфере исследований.
7. Научные работы: виды и специфика.
8. Особенности и этика научного труда.
9. Общие рекомендации по подготовке, написанию и представлению научных работ.
10. Подготовка и публикация статьи в журнале, рекомендованным ВАКом РФ.
11. Источники информации и методики их обработки.
12. Роль и возможности компьютеров в процессе обработки источников и научной информации.
13. Базы данных. Создание и регистрация
14. Использование Интернета для сбора источников. Сотрудничество в научной сфере.
15. Определение «диссертация» и нормативные требования к диссертационной работе.
16. Методология, структура и логика диссертационного исследования.
17. Исследовательская программа диссертации.
18. Источники, литература и методы диссертационного исследования.
19. Проблемное поле диссертации, решение задач и формулировка результатов.
20. Особенности диссертационного исследования по специальности 07.00.02 – Археология.
21. Оформление текста диссертации.
22. Оформление приложений диссертации.
23. Обсуждение диссертации в организации.
24. Предварительное рассмотрение диссертации в совете.
25. Экспертиза диссертации в совете.
26. Прием диссертации к защите.
27. Защита диссертационного исследования.
28. Оформление документов после защиты диссертации.
29. Актуальность темы диссертационного исследования.
30. Цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования.
31. Методология и методы диссертационной работы.
32. Характеристика источниковой базы диссертации.
33. Научная новизна результатов диссертационной работы.
34. Апробация диссертационного исследования.
35. Библиографический список и ссылки в рукописи диссертации.
36. Макет автореферата диссертации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
1. Составьте введение к своему диссертационному исследованию, отразив в нем следующие разделы: актуальность, степень разработанности темы, объект, предмет, цели и задачи исследования, территориальные и хронологические рамки, методология и методы, источниковая база, научная новизна, практическая значимость, апробация.
Литература:
ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179727.
2. Оформите библиографический аппарат к своему исследованию.
Литература:
ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179727.
ГОСТ Р 7.0.4-2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-r-7-0-4-2006-sibid
3. Изложите основные результаты своей работы, которые планируется выносить на защиту.
Литература:
Диссертационное исследование : подготовка, защита, оформление документов : пособие для аспирантов, соискателей и докторантов [Текст] : [учеб. изд.] / В. П. Иваницкий, Н. М. Сурнина, Э. В. Пешина, М. В. Фёдоров, Е. Б. Дворядкина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. – 219 с.
Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования: как защитить диссертацию. Полезно молодому ученому, соискателю ученой степени. - Саратов: Изд. СГТУ, 2011. – 176 с.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравцова Е.Д., Городищева А.Н. Логика и методология научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Сафронова Т.Н., Тимофеева А.М. Основы научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Комлацкий В.И., Логинов С.В., Колмацкий Г.В. Планирование и организация научных исследований : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьев В. В., Грибкова О.В., Уколова Л.И. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/13FEAFC5-B8AA-41D2-B3F8-27A2BD87491B
Л2.2 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Дрещинский В. А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8600D715-1FEB-4159-A50C-F939A48BE9C1
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.2 Горелов Н.А., Круглов Д.В., Кораблева О.Н. Методология научных исследований : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F0FA3980-716C-49E0-81F8-9E97FEFC1F96
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179727
Э2 Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук: приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 г. №7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vak.ed.gov.ru/documents/10179/19990/
Э3 Положение о порядке присуждения ученых степеней: постановление Правительства Рос-сийской Федерации от 24.09.2013 г. №842 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://government.ru/media/files/41d4925efff87b74f22e.pd
Э4 Курс на Moodle "Методика и методология диссертационного исследования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с логикой научного исследования и в соответствии с этапами проведения и оформления диссертационного исследования. Обучающимся необходимо ознакомиться с содержанием, формами и общей схемой научного исследования, с видами и спецификой научных работ, с особенностями этики научного труда; обратить внимание на правильное оформление библиографического описания, создание и оформление баз данных, организацию и представление исследовательского проекта; усвоить приемы публичной дискуссии, навыки работы с компьютерными программами для обработки источников, способы изложения научных материалов, правила организации исследовательской работы в коллективе. Обучающимся необходимо ознакомиться с логической структурой и концептуальной схемой диссертационного исследования, обратить внимание на анализ проблем, формулировку цели, задач и гипотез диссертационного исследования, усвоить навыки разработки структурно-логической схемы диссертационного исследования.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно и письменно в форме реферата и презентации. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты-магистранты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить освоение студентом-магистрантом дисциплины «Методология и методика научных исследований в профессиональной деятельности», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.