Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 114 | 114 | 114 | 114 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Цель – представить в целостном виде историю народов Алтая, от появления здесь человека до начала Нового времени. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-2 | способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии |
ПК-5 | владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности этнических, конфессиональных и культурных различий народов Алтая основные понятия и термины антропологии и этнологии основные понятия и термины исторической науки |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | толерантно воспринимать социальные, этнические и конфессиональные различия использовать базовые антропологические знания при изучении истории Алтая использовать полученные специальные знания при изучении истории народов Алтая |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы в коллективе навыками изучения исторических особенностей народов методиками работы с антропологическими, полевыми археологическими и этнографическими материалами |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Алтай в древнейшую эпоху | ||||||
1.1. | Освоение территории Алтая человеком в каменном веке | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Освоение территории Алтая человеком в каменном веке | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Палеолит и мезолит Алтая | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Палеолит и мезолит Алтая | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Алтай в древнюю эпоху | ||||||
2.1. | Исторические процессы на Алтае в период ранней древности | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Исторические процессы на Алтае в период ранней древности | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Ранний бронзовый век Алтая | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Ранний бронзовый век Алтая | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Исторические процессы на Алтае в период развитой древности | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Развитый бронзовый век Алтая | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Развитый бронзовый век Алтая | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Поздний бронзовый век Алтая | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Поздний бронзовый век Алтая | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.11. | Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.12. | Горный Алтай в раннем железном веке | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.13. | Горный Алтай в раннем железном веке | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.14. | Лесостепной Алтай в раннем железном веке | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.15. | Лесостепной Алтай в раннем железном веке | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Алтай в эпоху Средневековья | ||||||
3.1. | Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Алтай в составе Тюркских каганатов | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Алтай в составе Тюркских каганатов | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.7. | Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.8. | Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья | Сам. работа | 5 | 10 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.9. | Алтай в составе Монгольской империи | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.10. | Алтай в составе Монгольской империи | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Освоение территории Алтая человеком в каменном веке. 2. Палеолит Алтая. 3. Мезолит Алтая. 4. Неолит Алтая. 5. Исторические процессы на Алтае в период ранней древности. 6. Энеолит Алтая. 7. Ранний бронзовый век Алтая. 8. Развитый бронзовый век Алтая. 9. Поздний бронзовый век Алтая. 10. Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности. 11. Горный Алтай в раннем железном веке. 12. Лесостепной Алтай в раннем железном веке. 13. Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья. 14. Алтай в составе Тюркских каганатов. 15. Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников. 16. Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья. 17. . Горный Алтай в составе Монгольской империи. 18. Лесостепной Алтай в составе Монгольской империи и Золотой Орды. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ: 1. Алтай в каменном веке. 2. Алтай в бронзовом веке. 3. Алтай в раннем железном веке (скифо-сакское время). 4. Алтай в раннем железном веке (хуннуско-сяньбийско-жужанское время). 5. Алтай в раннем средневековье. 6. Алтай в развитом средневековье. Темы рефератов: 1. Специфика присваивающего хозяйства в палеолите Алтая. 2. Специфика присваивающего хозяйства в мезолите Алтая. 3. Специфика присваивающего хозяйства в неолите Алтая. 4. Ранняя производящая экономика Горного Алтая. 5. Ранняя производящая экономика Степного Алтая. 6. Комплексное хозяйство большереченской культуры и его особенности. 7. Ранние кочевники Горного Алтая: специфика хозяйства. 8. Ранние кочевники Степного Алтая: специфика хозяйства. 9. Поздние кочевники Горного Алтая (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйства. 10. Поздние кочевники Степного Алтая (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйст-ва. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Практические задания: 1. Сделайте презентацию-доклад по теме «Орудия труда у населения Алтая». 2. Сделайте презентацию-доклад по теме «Военное дело населения Алтая». 3. Сделайте презентацию-доклад по теме «Украшения костюма у населения Алтая». 4. Сделайте презентацию-доклад по теме «Наскальное искусство Алтая». 5. Сделайте презентацию-доклад по теме «Снаряжение верхового коня на Алтае». 6. Сделайте презентацию-доклад по теме «Керамическое производство у населения Алтая». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. | Алтай в эпоху Средневековья : иллюстрированный исторический атлас : учеб. пособие для вузов | ООО "Печатная компания АРТИКА", 2011 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Горбунов В. В., Грушин С. П., Дашковский П. К., Кирюшин К. Ю., Кирюшин Ю. Ф., Кунгуров А. Л., Матренин С. С., Папин Д. В., Серегин Н. Н., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А., Федорук А. С., Федорук О. А., Фролов Я. В., Шамшин А. Б., Шуньков М. В. | История Алтая : в 3-х т. Т. 1 : Древнейшая эпоха, древность и средневековье : учебное | Изд-во Алт. ун-та ; Белгород : Константа, 2019 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Добровольская М.В. | Археология: учебное пособие | М.: Прометей, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Мартынов, А. И. | Археология: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин | Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История Алтая | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодиза-цией. Обучающимся необходимо ознакомиться с ключевыми событиями древней и средневековой истории Алтая, историко-географическими и этнокультурными характеристиками изучаемого регио-на; обратить внимание на различные категории археологических памятников, их этнокультурную принадлежность, на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инстру-ментарий историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного наследия, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований. Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется по-средством выполнения практических заданий. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при под-готовке к зачету. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготов-ке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисципли-ны и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует ре-зультаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на кон-сультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «История Алтая», выявить уро-вень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, уме-ние логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навы-ки. В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в кото-ром он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисцип-лины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий не-знание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины. |