Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 46.06.01. Исторические науки и археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 26 | 26 | 26 | 26 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | 1. Сформировать научно-теоретические и концептуальные представления о происхождении, характере и значении мировых войн в истории мировой цивилизации. 2. Выявить и систематизировать основные тенденции в отечественной и зарубежной историографии по проблемам происхождения мировых войн и принципах мирного уркгулирования. 3. выявить и исторически сопоставить направления и формы воздействия войны на общество в социокультурном, гуманитарном и историко-политическом отношениях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
ПК-3 | способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса на современном этапе развития западной цивилизации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Закономерности всемирно-исторического процесса и осбенности мировых войн в контексте истории западной цивилизации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выявлятть причины происхождения, итоги, общее и особенное в причинах происхождения мировых войн ХХ столетия в рамках научно-исторического и междисциплинарного подходов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Реконструкции истории мировых войн с точки зрения достижений современной исторической науки, методологии истории, источниковедения и историографии, а также междисциплинарных достижений современной конфликтологии и системного анализа международных отношений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проблема происхождения Первой мировой войны в современной историографии | ||||||
1.1. | Проблема происхождения Первой мировой войны в современной историографии | Лекции | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Проблема происхождения Первой мировой войны в современной историографии | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Первая и Вторая мировые войны в дихотомии "универсальная - тотальная война" | ||||||
2.1. | Первая и Вторая мировые войны в дихотомии "универсальная - тотальная война" | Лекции | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Принципы послевоенного урегулирования и контуры послевоенного миропорядка в сравнительном анализе | ||||||
3.1. | Принципы послевоенного урегулирования и контуры послевоенного миропорядка в сравнительном анализе | Практические | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Война и общество | Лекции | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Война и культура | Лекции | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Проблема исторической памяти в современном обществе и переосмысление опыта мировых войн | Лекции | 3 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Проблема предотвращения войны в современном обществе в свете исторического опыта мировых войн ХХ столетия | ||||||
4.1. | Проблема предотвращения войны в современном обществе в свете исторического опыта мировых войн ХХ столетия | Лекции | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Современная конфликтология и механизмы предотвращения войн | Практические | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Подготовка к практическому занятию, зачету и чтение дополнительной литературы | Сам. работа | 3 | 26 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Современная историография происхождения мировых войн: сравнительный анализ. 2. Современные концепции характера войны: критерии определения. 3. Война как цивилизационный кризис. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Зайончковский А. М. | Первая мировая война: Научные монографии | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Пинкин В. И., Шишикин В. Г. | История международных отношений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | НГТУ, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Перетолчин, Д. | Мировые войны и мировые элиты: | Москва : Книжный мир, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История мировых войн XX века: аналитический обзор электронных ресурсов | studbooks.net | ||
Э2 | Учебная дисциплина «История мировых войн XX века» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе изучения курса студенты должны самостоятельсно осмыслить и обобщить известный материал по истории двух мировых войн в международно-политическом и цивилизационном измерениях. Для выработки собственной концепции необходимо привлечь разнообразный материал о состоянии современной истоиографии и политической конфликтологии по изучаемым проблема курса. Студенты должны сформуоировать,аргументировать и представитть собственную версию происхождения мировых войн, характера конфликтов в сравнении и порядка мирного урегулирования после каждой войны.Центральной проблемой обощающей версии должна стать характеристика последствий обеих войн джля современного миропорядка и международной системы. Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |