МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировых войн XX в.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 26
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 26 26 26 26
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
История мировых войн XX в.

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г.

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Сформировать научно-теоретические и концептуальные представления о происхождении, характере и значении мировых войн в истории мировой цивилизации.
2. Выявить и систематизировать основные тенденции в отечественной и зарубежной историографии по проблемам происхождения мировых войн и принципах мирного уркгулирования.
3. выявить и исторически сопоставить направления и формы воздействия войны на общество в социокультурном, гуманитарном и историко-политическом отношениях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ПК-3 способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса на современном этапе развития западной цивилизации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Закономерности всемирно-исторического процесса и осбенности мировых войн в контексте истории западной цивилизации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлятть причины происхождения, итоги, общее и особенное в причинах происхождения мировых войн ХХ столетия в рамках научно-исторического и междисциплинарного подходов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Реконструкции истории мировых войн с точки зрения достижений современной исторической науки, методологии истории, источниковедения и историографии, а также междисциплинарных достижений современной конфликтологии и системного анализа международных отношений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема происхождения Первой мировой войны в современной историографии
1.1. Проблема происхождения Первой мировой войны в современной историографии Лекции 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Проблема происхождения Первой мировой войны в современной историографии Практические 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Первая и Вторая мировые войны в дихотомии "универсальная - тотальная война"
2.1. Первая и Вторая мировые войны в дихотомии "универсальная - тотальная война" Лекции 3 6 ПК-3 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Принципы послевоенного урегулирования и контуры послевоенного миропорядка в сравнительном анализе
3.1. Принципы послевоенного урегулирования и контуры послевоенного миропорядка в сравнительном анализе Практические 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2
3.2. Война и общество Лекции 3 6 ПК-3 Л2.1, Л1.2
3.3. Война и культура Лекции 3 6 ПК-3 Л2.1, Л1.2
3.4. Проблема исторической памяти в современном обществе и переосмысление опыта мировых войн Лекции 3 8 ПК-3 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Проблема предотвращения войны в современном обществе в свете исторического опыта мировых войн ХХ столетия
4.1. Проблема предотвращения войны в современном обществе в свете исторического опыта мировых войн ХХ столетия Лекции 3 6 ПК-3 Л2.1, Л1.2
4.2. Современная конфликтология и механизмы предотвращения войн Практические 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2
4.3. Подготовка к практическому занятию, зачету и чтение дополнительной литературы Сам. работа 3 26 ПК-3 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Современная историография происхождения мировых войн: сравнительный анализ.
2. Современные концепции характера войны: критерии определения.
3. Война как цивилизационный кризис.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зайончковский А. М. Первая мировая война: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Пинкин В. И., Шишикин В. Г. История международных отношений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перетолчин, Д. Мировые войны и мировые элиты: Москва : Книжный мир, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История мировых войн XX века: аналитический обзор электронных ресурсов studbooks.net
Э2 Учебная дисциплина «История мировых войн XX века» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения курса студенты должны самостоятельсно осмыслить и обобщить известный материал по истории двух мировых войн в международно-политическом и цивилизационном измерениях. Для выработки собственной концепции необходимо привлечь разнообразный материал о состоянии современной истоиографии и политической конфликтологии по изучаемым проблема курса. Студенты должны сформуоировать,аргументировать и представитть собственную версию происхождения мировых войн, характера конфликтов в сравнении и порядка мирного урегулирования после каждой войны.Центральной проблемой обощающей версии должна стать характеристика последствий обеих войн джля современного миропорядка и международной системы.
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.