Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является усвоение основных подходов в изучении современных информационных технологий в музейной деятельности и формирование готовности их использования в профессиональной деятельности и исследовательской работе. Задачи курса: – освоить содержание основных понятий, обозначенных в современной музеологии; – проследить особенности в развитии информатизации музейной среды в России; – уяснить основные подходы к созданию вертуальных музеев; – рассмотреть проблемы изучения и практического использования вертуального музея. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
OK-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-24 | способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современные направления изучения и освоения объектов культурного и природного наследия - понятийный аппарат, используемый в отечественной музеологии - основные математические методы для решения прикладных задач; - основные принципы системного подхода для решения прикладных задач |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - самостоятельно выполнять исследования при решении научно-исследовательских и прикладных задач в профессиональной деятельности с применением современных научно-информационных или образовательных технологий применять системный подход и математические методы в формализации решении прикладных задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - современными методами исследовательской деятельности в области музеологии; - способностью к профессиональной адаптации и изменению профиля деятельности; - навыками организации и проведения самостоятельной творческой работы в научно-исследовательском или производственном коллективе; - cпособность применять системный подход и математические методы в формализации решении прикладных задач в области музейного дела |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
1.1. | Тема 1. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации | Лекции | 7 | 2 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Тема 1. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации | Сам. работа | 7 | 22 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Тема 2. эксперименты по созданию машинных каталогов на базе больших ЭВМ (1960-1970-е гг.) | Лекции | 7 | 2 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Тема 3. локальные текстовые базы данных по отдельным коллекциям в крупных музеях (1960-1970-е гг.) | Лекции | 7 | 4 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Тема 3. локальные текстовые базы данных по отдельным коллекциям в крупных музеях (1960-1970-е гг.) | Сам. работа | 7 | 22 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Тема 4. автоматизированные информационные системы (АИС) в крупных музеях, типовые проектные решения для региональных музеев (начало 1990-х гг.) | Лекции | 7 | 4 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Виртуальные музеи: понятие, история становления и классификация, функции, структура | ||||||
2.1. | Тема 7. История становления виртуальных музеев и сравнение с реальными музеями | Лекции | 7 | 4 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Тема 8. Классификация виртуальных музеев | Лекции | 7 | 4 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Тема 9. Многообразия функциональных возможностей виртуального музея для различных сфер жизнедеятельности человека | Лекции | 7 | 4 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Тема 10. Описание структуры виртуальных музеев | Лекции | 7 | 4 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Методы и технологии создания виртуального музея | ||||||
3.1. | Тема 11. Методы создания виртуального музея | Лекции | 7 | 4 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Тема 11. Методы создания виртуального музея | Сам. работа | 7 | 22 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Тема 12. Технологии создания виртуального музея | Практические | 7 | 9 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Тема 12. Технологии создания виртуального музея | Сам. работа | 7 | 24 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Тема 13. Трехмерная реконструкция виртуального музея: возможности и перспективы использования | Лекции | 7 | 4 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Тема 14. З-D сканирование музейных экспонатов: оборудование, методика, программное обеспечение. | Практические | 7 | 9 | ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Мировой информационный кризис. Особенности его проявления в сфере культуры. 2. Информационные технологии в культуре. 3. История использования компьютерных технологий в музеях. 4. Глобальная информационная сеть Интернет, ее роль в деятельности музеев. 5. Представление информации в сети Интернет о музеях России и зарубежных музеях. 6. Музейно-экспозиционная деятельность российских музеев в новых социально-экономических и информационных условиях. 7. "Виртуальный музей". "Живой музей" (музей-театр, музей-салон, музей-клуб и др.). 8. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации. 9. Виртуальный музей: понятие и его анализ 10. История становления виртуальных музеев и сравнение с реальными музеями 11. Классификация виртуальных музеев 12. Многообразия функциональных возможностей виртуального музея для различных сфер жизнедеятельности человека 13. Описание структуры виртуальных музеев 14. Методы и технологии создания виртуального музея 15. Методы создания виртуального музея 16. Технологии создания виртуального музея 17. Трехмерная реконструкция виртуального музея: возможности и перспективы использования 18. З-D сканирование музейных экспонатов: оборудование, методика, программное обеспечение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев | Современные компьютерные технологии : учебноек пособие | Казань : Издательство КНИТУ, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова | Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие | Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. Н. Турлюн, Н. В. Францева | Компьютерные технологии в искусстве костюма и текстиля. Коллаж в Adobe Photoshop [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Л. Н. Турлюн | Компьютерные технологии в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Этнология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Инструкция по освоению электронного курса. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3243 ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы семинаров, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах. Каждый вид работы оценивается оценкой. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по четырехбальной шкале. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Оценка за тестовое задание выставляется по четырехбальной шкале. К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, на положительную оценку (3, 4 балла), но желают повысить итоговую оценку. Студенты допускаются к экзамену в случае спорной итоговой оценки по результатам практических и тестовых заданий. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Студенты, получившие «отлично» на практических занятиях и за тест получают итоговую оценку "отлично" без сдачи экзамена. Студенты, получившие «отлично» и «хорошо» за практические и тестовые задания получают итоговую оценку по результатам оценки за экзамен. Студенты, получившие «удовлетворительно» и «хорошо» за практические и тестовые задания получают итоговую оценку по результатам оценки за экзамен. Студенты, получившие «удовлетворительно» за практические и тестовые задания, получают итоговую оценку по результатам оценки за экзамен. Студенты, получившие неудовлетворительно» за практические занятия и за тест к экзамену не допускаются. |