МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научный семинар по экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_06_01_Биологические науки-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., Профессор, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Научный семинар по экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 871)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - систематическая и комплексная апробация научных гипотез, концепций и проектов аспирантов как необходимой составляющей образовательного процесса; включение аспирантов в научное сообщество, освоение ими стиля научной деятельности и формировании на этой основе личности молодого ученого.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-сущность исследовательской деятельности; основные принципы и подходы к естественно-научным задачам; современные способы использования
информационно-коммуникационных технологий в выбранной сфере деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.-формулировать концепцию научного исследования, этапы проведения исследования;
Выбирать и применять в профессиональной деятельности теоретические и экспериментальные методы исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками составления плана научного исследования; навыками информационного
поиска; навыками разработки новых подходов к естественно-научным задачам; навыками
анализа получаемых результатов и формулировки выводов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация научного исследования
1.1. Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы. Основные понятия научно-исследовательской работы. Соотношение общенаучной проблемы и темы конкретного исследования. Лекции 5 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Фундаментальные исследования. Прикладные исследования. Практические 5 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Разработка и решение научных проблем. Гипотеза как форма научного познания. Классификация, структура научных теорий. Характерные особенности системного метода исследования. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Литературный обзор по теме диссертации
2.1. Библиографический поиск литературных источников по проблеме исследования. Правила библиографического описания документов. ГОСТы. Лекции 5 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Работа в библиотеке с тематическими каталогами. Электронно-библиотечные системы. Доступ к другим удаленным ресурсам. Практические 5 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Научные документы и издания, их классификация. Универсальная десятичная классификация (УДК) публикаций. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Организация научного эксперимента
3.1. Требования к проведению научного эсперимента, логика проведения, выбор адекватных методов исследования. Лекции 5 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Методика и программа эксперимента. Содержание и разработка методики эксперимента. Практические 5 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Обработка результатов эксперимента. Ошибки измерений и вычислений. Классификация ошибок измерения. Ошибки приближенных вычислений. Корреляционные зависимости. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Обсуждение промежуточных и итоговых результатов проведенных исследований
4.1. Типы представления научных результатов. Научные публикации: тезисы, материалы конференций, статьи в сборниках и рецензированных изданиях на государственном и иностранном языках. Лекции 5 3 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Оценка достоверности научных результатов. Методы доказательства достоверности. Верификация. Практические 5 3 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Критерий научной новизны. Критерий теоретической и практической новизны. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Представление, защита и презентация итогов научного исследования по теме диссертации
5.1. Презентации научно-исследовательской работы. Требования к демонстрационному материалу и его подготовка. Лекции 5 3 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Виды докладов: стендовый и устный. Методика подготовки доклада и научного сообщения для выступления на научной конференции. Особенности представления докладов на всероссийских и международных конференциях, в том числе на иностранных языках. Практические 5 3 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Структура статьи и требования к ней. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Интеллектуальная творческая деятельность и право на ее результаты. Понятие и виды Интеллектуальной собственности. Авторское право. Патентное право. Изобретения. Полезные модели. Промышленные образцы. Товарные знаки. Виды охранных документов. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов С.В., Горелов В.П., Григорьев Е.А. Основы научных исследований: Учебное пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2016 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Л1.2 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Основы научных исследований Дашков и Ко, , 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450759
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие Москва : Издательский дом "Альфа-М", 2009 znanium.com
Л2.2 Мусина О. Н. Основы научных исследований: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office (версия 2010, № лицензии 60357319).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213Л лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины