Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А.Тишкин
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений о развитии различных теорий, объясняющих специфику этноса, наций, а также раскрытие причин возникновения национализма и анализ его видов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02 |
ОПК-6 | готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий аппарат |
ПК-1 | способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории |
ПК-5 | владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные теоретические понятия антропологической и этнологической наук; характер этнонациональных отношений в нашей стране; мировой и российский опыт решения национального вопроса. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | различать типы этносов в зависимости от основных критериев для сравнения; соотносить категории «этнос», «нация» и «национальное». |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа этнических, межнациональных экономических, политических и иных процессов в жизни общества; категориально-понятийным аппаратом дисциплины. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теории этноса | ||||||
1.1. | Введение. Понятие этноса. Этнос и язык. Происхождение этноса: спор примордиалистов и конструктивистов | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.2. | Разработка теории этноса в отечественной науке. Современные подходы к изучению. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-6, ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.3. | Этнические и межэтнические общности. Этнические процессы. Межэтнические отношения. | Сам. работа | 4 | 72 | ОПК-6, ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.4. | Парадигмы современных исследований этноса: плюрализм подходов. | Практические | 4 | 8 | ОПК-6, ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 2. Современные представления о понятии нации. Национализм: научные объяснения исторического феномена | ||||||
2.1. | Происхождение термина «нация». Отличия нации от этноса и этнических групп. Процесс формирования нации. Концепции нации в научной литературе. Нация и государственность. Понятие национального государства. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.2. | Понятие национального государства. Федерализм и национальный вопрос. Национально-территориальная автономия. Национально-культурная автономия. | Практические | 4 | 8 | ОПК-6, ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.3. | Определение национализма. Виды национализма. Подходы к изучению национализма. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-6, ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.4. | Становление России как многонационального государства. Национальный вопрос в Российской империи. Решение национального вопроса в СССР. Национальная политика в Российской Федерации. | Сам. работа | 4 | 0 | ОПК-6, ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.5. | Национализм и либерализм. Национализм и социализм. Национализм и консерватизм. Национализм и расизм. Национализм и фашизм. | Практические | 4 | 8 | ОПК-6, ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основные теории этноса. 2. Свойства и признаки этноса. 3. Характеристика теории этноса Л. Н. Гумилева. 4. Современные подходы к пониманию этничности. 5. Определение этнической общности. Характеристика существующих типов этнической общности. 6. Этнический процесс: определение понятия. Этноэволюционные и этнотрансформационные процессы. 7. Межэтнические процессы в Российской Федерации: объективные основы, противоречия и трудности межэтнических интеграционных процессов. 8. Специфика межэтнических, межнациональных отношений. 9. Процесс формирования наций. Условия формирования европейские нации. 10. Соотношение понятий “этническое”, “национальное”, “социальное”. 11. Взаимосвязь нации и государства. Формы государственно-территориального устройства. 12. Сравнительный анализ российского федерализма и зарубежных федераций. 13. Национальная политика в Российской империи. 14. Принципы и способы решения национального вопроса в советском государстве. 15. Нации и национализм: определение понятий. 16. Современные теории национализма. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Роль этнических факторов в жизни общества. 2. Правовой статус коренных народов. 3. Формы организации этнических групп: племена, вождества, общины, диаспоры. 4. Э. Хобсбаум и его взгляды на сущность наций и национализма. 5. Ю. Бромлей и его концепция этноса 6. Дружба народов в СССР – реальность или миф. 7. Малочисленные народы в мире и малые народы в Российской Федерации. 8. Межэтнические конфликты в России с 1991 года. 9. Нация как социо-этническая общность, гражданско-государственная общность. 10. Федерализм и национальный вопрос. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС в Приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мнацаканян М. О. | Нации и национализм : Социология и психология национальной жизни: учебное пособие | Издатель: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. | ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | И. И. Назаров | Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Гумер | : http://www.gumer.info/ | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова | : htpp://www.hist.msu.ru/ER/index.html | ||
Э3 | Сайт Института этнологии и антропологии РАН | www. ras.iea.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle «Теория этноса, наций и национализма» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с логикой содержания дисциплины. При освоении первого раздела дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата. Также происходит знакомство обучающихся с предметом, источниками курса. Следует обратить пристальное внимание на изучение теории этноса, разработанной в отечественной науке, парадигмы современных исследований этноса: плюрализм подходов. При изучении второй части дисциплины следует сосредоточиться на вопросах, посвященных происхождению термина «нация», существующим отличиям нации, этноса, этнических групп, уделить внимание разработанным концепциям нации в научной литературе. Студенты должны уметь использовать полученные знания для более глубокого понимания и изучения специфики жизнедеятельности тех или иных этнических групп в современной России. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, схематично демонстрирующие основные демографические тенденции (графики, диаграммы, таблицы и др.); наглядные материалы, демонстрирующие процесс организации сбора демографической информации и результаты ее обработки (статистические сборники, данные переписей населения, переписные листы и др.); сравнительно-исторические данные, демонстрирующие основные этнодемографические тенденции. Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания. Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Важно уметь самостоятельно работать с различными источниками информации. Используйте, например, периодическую печать – специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. При подготовке задания важно применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности. При работе в группе необходимо толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. |