МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в географию
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ротанова И.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в географию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение базового уровня знания о географической науке как системе, месте географии в системе наук, классификации наук, входящих раздел наук о Земле, истории, достижениях и направлениях развития географии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет, методы географии, понятие о географической оболочке и ее составляющих, географические законы, место географии в системе наук;
структуру географии, взаимосвязи с другими науками, дифференциацию и интеграцию географической науки;
теоретические знания о земельных ресурсах и основы их рационального использования.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять общегеографические знания в изучении предметных географических наук;
анализировать и обобщать элементы частногеографического знания;
определять и планировать мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения понятиями, законами, классификациями географической науки, знанием о структуре географии и ее месте в системе наук;
навыками выполнения географических исследований;
владеть уровнем базовых географических знаний, позволяющих оценить антропогенное воздействие на территорию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. География как наука. Объект, предмет и содержание географической науки.
1.1. Место географии в системе наук. Система географических наук. Методы географии Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Задачи географии в современной науке. Структура географической науки Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Дифференциация и интеграция в географии Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. География как наука. Объект, предмет и содержание географической науки. Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Учения в географии
2.1. Общегеографические теории.Концепции в географии. Специфика научного географического знания. Объект и предмет исследования географии. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Географические законы и закономерности Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. М.В. Ломоносов и А. Гумбольдт и их роль в развитии географии Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Общегеографические теории.Концепции в географии. Специфика научного географического знания. Объект и предмет исследования географии. Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. География в Древнем мире
3.1. Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии. География в Древнем мире Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. «Всеобщая география» Б. Варениуса. Древний Рим: истоки основных направлений современной географии Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии. География в Древнем мире Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Средневековая география
4.1. География в средневековом мире. География эпохи Великих открытий Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Португальские географические открытия. Тихий океан - кругосветные путешествия. Российские академические экспедиции ХVIII века Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. География в средневековом мире. География эпохи Великих открытий Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Новая география ХIХ века
5.1. География ХIХ века. Развитие идей общего землеведения Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Развитие идей общего землеведения Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. География и современные вызовы науке
6.1. В.И. Вернадский и учение о биосфере Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Экологический подход в географии Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. География и глобальные проблемы человечества. «Вызовы» и «ответы» географии Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.4. Мировая географическая наука в XX-XXI веках Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.5. Место картографии в системе географических наук Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.6. Географические аспекты теории взаимодействия общества и природы Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.7. Концепция территории и территориальной организации. Территориальное и ландшафтное планирование Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.8. Географические аспекты теории взаимодействия общества и природы Сам. работа 1 12 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.9. Концепция территории и территориальной организации. Сам. работа 1 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.10. География и глобальные проблемы человечества Сам. работа 1 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.11. Подготовка к зачету по дисциплине Сам. работа 1 14 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. География как наука. Объект, предмет и содержание географической науки.
2. Специфика научного географического знания
3. Объект и предмет исследования географии
4. Задачи географии в современной науке
5. Место географии в системе наук
6. Структура географической науки
7. Дифференциация и интеграция в географии
8. Сквозные направления в географии
9. Система географических наук
10. Учения в географии
11. Общегеографические теории
12. Концепции в географии.
13. Методы географии
14. Географические законы и закономерности
15. М.В. Ломоносов и его роль в развитии географии
16. А. Гумбольдт и его роль в развитии географии
17. География в древнем мире
18. География в средневековом мире
19. Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии
20. «Всеобщая география» Б. Варениуса
21. География эпохи Великих открытий
22. Китайские географические открытия XV – XVII вв.
23. Португальские географические открытия
24. Открытие Америки
25. Индийский океан – экспедиция Васко да Гамы в Индию.
26. Тихий океан – первое кругосветное путешествие
27. Поиски Северного пути. Исследование Арктики Баренцем.
28. Голландская Австралия и Новая Зеландия.
29. Покорение Сибири
30. Последствия и значение великих географических открытий.
31. Картография в Древнем мире.
32. Картографические произведения ХVI-XVII вв.
33. Российские академические экспедиции ХVIII века
31. Географические исследования и открытия в советский период
33. Исследования территории Советского Союза
34.Исследования в Арктике в советский период
35. Исследования в морях и океанах
36. Исследования в Антарктиде
37. Развитие идей общего землеведения.
38. Новая география XIX века
39. В.И. Вернадский и учение о биосфере
40. А.А. Григорьев и учение о географической оболочке
41. С.В. Калесник и теория географии
42. Развитие ландшафтоведения
43. Научное наследие Л.С. Берга
44. Н.Н. Баранский и районное направление в экономической географии
45. Формирование и развитие учения от ТПК
46. Развитие страноведения
47. Начало космического землеведения
48. Географические общества и международное сотрудничество географов
49. География и современные вызовы науке.
50. Системный подход и его роль в географических исследованиях
51. Место картографии в системе географических наук.
52. Расселение и географическая среда
53. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал
54. Концепция территории и территориальной организации. Территориальное и ландшафтное планирование.
55. Географические аспекты теории взаимодействия общества и природы
56. Основные направления развития экономической и социальной географии
57. Географическое образование
58. География и глобальные проблемы человечества. «Вызовы» и «ответы» географии
59. Экологический подход в географии
60. Мировая географическая наука в XX-XXI веках

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. География и современные вызовы науке.
2. Дифференциация и интеграция географических знаний.
3. Структура географии и ее место в системе наук
4. Географическая картина мира
5. Системный подход и его роль в географических исследованиях
6. Географическое пространство и время
7. Место картографии в системе географических наук.
8. Картографический метод исследований
9. Международное сотрудничество географов
10. Язык географической карты.
11. Моделирование в географии
12. Расселение и географическая среда
13. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал
14. Географические аспекты теории взаимодействия общества и природы
15. Экология и география

5.3. Фонд оценочных средств
см. ФОС по дисциплине
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Голубчик, С.В. Макар, А.М. Носонова Теория и методология географической науки: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FB108E73-BA0E-4D61-8767-FCBA7F04A2C4
Л1.2 Е.Н, Перцик История географии: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/96CDF21C-EEFC-422C-BE34-EFEBAAA8AE14
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Н. Перцик История, теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/istoriya-teoriya-i-metodologiya-geografii-423329
Л2.2 З.И. Гордеева История географических открытий: учебное пособие для ВУЗов М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F4A5833E-3ADF-45D2-8B7F-87C1AD225FAC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Введение в географию» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=808
Э2 Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга https://online.edu.ru/public/course?faces-redirect=true&cid=11215770
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.