МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая теория

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 169
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30 60 60
Практические 34 34 34 34 68 68
Сам. работа 116 80 53 89 169 169
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 180 144 144 180 324 324

Программу составил(и):
к.филос. н., доцент, Заусаева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
д. филос. н., доцент, Широкова Марина Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Политическая теория

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Политическая теория» является формирование у студентов целостного представления о современных процессах осмысления фундаментальных проблем политики, ее наиболее глубоких сущностных основаниях и способах ее познания, роли человека в политике и идеологических особенностях познания и интерпретации политического мира.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
знакомство с истоками и процессом становления политической теории, причинами ее кризиса в ХХ веке;
анализ объективных оснований политики, специфики политического детерминизма, пространственных и временных характеристик политического мира, сущностных характеристик власти;
изучение ценностного измерения политики, в т.ч. ее моральных оснований и возможностей, а также иных внеинституциональных проявлений политики;
выявление специфики «политического человека», природы его творчества, политических ролей и политической самореализации индивида в политике;
осуществление анализа особенностей познания политической реальности, специфики политического знания, в т.ч. познавательных возможностей различных политических парадигм;
выявление структуры и смысла политического действия, его внешних условий и границ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ПК-2 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и теории политической философии, сущность подхода политической философии к анализу политических процессов и отношений, особенности обобщения данных в исследованиях политической философии, предпосылки и факторы формирования политического сознания и мировоззренческой позиции в целом.
3.2.Уметь:
3.2.1.на основе философского анализа политических процессов формировать представление о политической сфере, режиме, ценностях, идеалах и мире политики в целом, его месте в жизни человека; анализировать и критически осмысливать мировоззренческие позиции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.философского осмысления политических процессов и отношений; владения методами политической философии в исследовании политических проблем, интерпретации и обобщения данных о политических процессах и отношениях; формирования политического сознания и мировоззренческих ориентиров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и содержание политической теории
1.1. Эволюция понятия политической теории и ее природа политической теории Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Политическая теория Сам. работа 5 4
1.3. Кризис политической теории в ХХ веке Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Кризис политической теории в Хх веке Практические 5 2
1.5. Подходы к пониманию политической теории и ее кризису Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Функции и виды политической теории Лекции 5 2
1.7. Функции и типы политической теории Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Политическая теория и политическая философия Лекции 5 2
1.9. Связь политической философии и теории Сам. работа 5 4
1.10. Политическая теория и идеология. Концепции идеологии В.Парето и К.Мангейма Сам. работа 5 2
Раздел 2. Теории политики и власти в ХХ веке
2.1. Многообразие подходов к трактовке политики в современных теориях. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Сущность и природа политического у К.Шмитта и Х. Арендт Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Сущность и природа политического Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.4. Политическое время и пространство в эпоху традиционализма, модерна и постмодерна Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.5. Политическое время и пространство в эпоху традиционализма, модерна и постмодерна. Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
2.6. Осмысление власти в современных теориях Лекции 5 2 Л1.1
2.7. Концепции власти в ХХ веке Практические 5 4 Л1.1, Л2.2
2.8. Концепции власти в политической философии ХХ века Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.2
2.9. Теории политического режима Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Тоталитаристика как теория тоталитарного режима Лекции 5 2
2.11. Философия политического режима Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Проблема государства в современной политической теории Сам. работа 5 2 Л1.1, Л1.4
2.13. Современные теории государства Практические 5 2
2.14. Образы современного российского государства Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.15. Образы современного российского государства Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.2
2.16. Политические философы ХХ века о государстве Практические 5 2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.17. Политические философы о государстве Сам. работа 5 4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Идеологические варианты политических теорий
3.1. Политические ценности и идеологии Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Свобода в теориях политических мыслителей ХХ века Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.3. Свобода в теориях политических мыслителей ХХ века Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Теория справедливости Дж. Ролза Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Ф. Фукуяма о проблемах современной политики и мира Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.4
3.6. Концепция Ф. Фукуямы. Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.4
3.7. Теория справедливости Дж. Ролза Сам. работа 5 3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.8. Концепции нового либерализма Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
3.9. Дж.М. Кейнс и Ф.Хайек Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Отражение связи экономики и политики в либеральных политических концепциях Сам. работа 5 5 Л1.1, Л2.1
3.11. Проблема порядка и традиции в современном консерватизме Лекции 5 2
3.12. Традиции в концепциях Р. Генона, М.Уакшотта. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.13. Консервативные политические теории Сам. работа 5 6
3.14. Концепция столкновенния цивилизаций С Хантингтона Практические 5 2
3.15. Социалистические теории Сам. работа 5 6
3.16. Справедливость и равенство в социалистических теориях Лекции 5 2
3.17. Идеи фабианцев: природа и эволюция и значение Лекции 5 2
3.18. Образ общественного идеала в социалистических теориях Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.19. Общественный идеал Сам. работа 5 6
3.20. Концепция А.Грамши и Э. Карделя Практические 5 2
3.21. Концепции китайских коммунистов: Мао Дзедун и Дэн Сяопин. Сам. работа 5 2
3.22. Идеи анархизма в современных теориях Лекции 5 2
3.23. Проблемы политики в концепции Н.Хомского Практические 5 2
3.24. Анархисиские теории Сам. работа 5 6
Раздел 4. Проблема человека в политической теории
4.1. Политическая антропология: предмет и значение Лекции 6 2 Л2.2, Л1.4
4.2. Предмет и принципы политической антропологии Сам. работа 6 4
4.3. Проблема влияния личности на политические события Практические 6 2
4.4. Проблема идентичности в политической теории Лекции 6 2
4.5. Проблема влияния личности на политические события в политических концепциях Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.4
4.6. Политический человек у Г.Лассуэлла и А.С.Панарина Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
4.7. Бюрократ и чиновник в политических теориях Лекции 6 2 Л2.2, Л1.2, Л1.4
4.8. Бюрократ и чиновник в политических теориях Сам. работа 6 4 Л2.2, Л1.2, Л1.4
4.9. Человек массы и толпы Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.10. Человек массы и толпы в концепциях западных мылителей ХХ века Лекции 6 2
4.11. Человек массы и толпы в концепциях западных мылителей ХХ века Практические 6 2
4.12. Человек массы и толпы в концепциях отечественных мыслителей Практические 6 2 Л2.2, Л1.2, Л1.4
4.13. Отечественные концепции бюрократии Практические 6 2 Л2.2, Л1.3, Л1.4
4.14. Профессиональные политики в зеркале политической теории Лекции 6 2 Л2.2, Л1.4
4.15. Бюрократ как политический тип человека Сам. работа 6 4 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
4.16. Интеллектуалы в политике Лекции 6 2 Л2.2, Л1.3
4.17. Интеллигенция в концепциях отечестивенных мыслителей Практические 6 4 Л1.1
4.18. Интеллигенция в политической жизни России Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.4
4.19. Человек в переходной эпохе. Практические 6 2
4.20. Человек в контексте идеологий: пример национал-социализма Сам. работа 6 5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.21. Человек в контексте идеологий Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Познание в политической теории
5.1. Парадигмы политического знания Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2
5.2. Проблема критерия рационального и иррационального в политике у М.Вебера и К.Витгенштейна Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.3. Рациональное и иррациональное в политике Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.4. Концепция знания К.Мангейма Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.5. Политическое образование в концепциях политических мыслителей ХХ века. Сам. работа 6 6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.6. Политический язык в контекте политической теории Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
5.7. Политический язык Сам. работа 6 6 Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.8. : вариант Х. Арендт. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Политическая практика в политических теориях сиология
6.1. Мир как политический феномен Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
6.2. Война в политических теориях Практические 6 2
6.3. Философия войны Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.4. Философские основания войны Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.2, Л1.3
6.5. Концепции политической модернизации: природа и эволюция Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
6.6. Концепции политической модернизации Практические 6 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4
6.7. Политическая теория революции Лекции 6 2
6.8. Революции: многообразие концепций (Х.Арендт и др.) Практические 6 2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
6.9. Реформы и изменения. Сам. работа 6 6
6.10. Современные отечественные мысоитеои о реформах Практические 6 2
6.11. Философский анализ реформ и революций Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.2, Л1.4
6.12. Насилие и ненасилие в политической теории Практические 6 2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
6.13. Насилие в политике Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.2, Л1.4
Раздел 7. Новейшие теории
7.1. Модерн и постмодерн в политической теории Лекции 6 4
7.2. Модерн и постмодерн в политической теории Сам. работа 6 6
7.3. Феминизм и коммунитаризм Лекции 6 2
7.4. Современные феминистские теории Практические 6 2
7.5. Коммунитаризм Практические 6 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и тестовые задания к экзамену, примерную тематику курсовых работ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в отдельном приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 Гаджиев К.С. Введение в политическую философию : учебное пособие М. : Логос, 2004 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84688(15.03.2017).
Л1.3 Поздняков Э.А. Философия политики: М. : Весь Мир,, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276915 (15.03.2017)
Л1.4 Пивоев, В.М. Философия и психология политики : учебное пособие М. : Директ-Медиа,, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227300 (15.03.2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сирота Н.М. Идеология и политика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения : учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс,, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 Обзор проектов фонда, направленных на развитие идей либерализма в России www.liberal.ru
Э3 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" www.politnauka.org
Э4 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э6 Университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э7 Виртуальный методический кабинет read.virmk.ru
Э8 Философский портал - гуманитарные науки и дисциплины, общественные науки и предметы. www.philosophy.ru
Э9 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э10 ЭУМК "Политическая философия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows
MicrosoftOffice
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Политическая теория» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о проблематичности определения предметного поля политической философии, подходах к пониманию политики, ее функциях и признаках, о власти и ее основных характеристиках, философии государства, сущности и природе политических ценностей, политического сознания и идеологии , предмете и содержании политической антропологии, политическом человеке и его основных типах, философии мира, парадигмах политического знания, специфике познания в политике, политических теориях.
Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по дисциплине «Политическая философия» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал в исследовательской работе при написании курсовой работы и приобрести навыки участия в дискуссии по проблемам политической жизни.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и практические задания будут обсуждаться на этом занятии и какая литература рекомендуется к данному занятию. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме данного занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на практические задания данного занятия.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практических занятиях проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения дисциплины и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам практических занятий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.