МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория чисел

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильМатематические основы компьютерных наук
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.-м.н. , доцент, Журавлев Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория чисел

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №807)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• представить логически полный и обоснованный раздел школьной арифметики;
• расширить и углубить школьную программу по арифметике;
• познакомить студентов с современными вопросами и их решениями в различных разделах теории чисел;
• подготовить студентов к изучению дисциплины "Криптография"

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-1 Способен консультировать и использовать фундаментальные знания в области математического анализа, комплексного и функционального анализа алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики в профессиональной деятельности
ПК-1 Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Знает: Знает основные принципы самовоспитания и самообразования, профессионального и личностного развития, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда.
Знает: Обладает базовыми знаниями, полученными в области алгебры.
Знает: Обладает базовыми знаниями, полученными в области математических и (или) естественных наук, программирования и информационных технологий.
Знает: Знает основные методы проектирования и производства программного продукта, принципы построения, структуры
и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программных продуктов и программных комплексов, их сопровождения, администрирования и развития(эволюции).

3.2.Уметь:
3.2.1.
Умеет: Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Умеет планировать свое рабочее время и время для саморазвития формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, индивидуально-личностных особенностей.
Умеет:Умеет использовать знания по алгебре в профессиональной деятельности.
Умеет: Умеет находить,формулировать и решать стандартные задачи в собственной научно-
исследовательской деятельности в математике и информатике.
Умеет: Умеет использовать методы проектирования и производства программного продукта, принципы построения,
структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного продукта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
Владеет: Имеет практический опыт работы синформационными источниками,опыт научного поиска, создания научных текстов.
Владеет: Имеет практический опыт получения дополнительного образования, изучения дополнительных образовательных программ.
Владеет: Имеет навыки выбора методов решения задач профессиональной деятельности на основе теоретических знаний по алгебре.
Владеет: Имеет практический опыт научно-исследовательской деятельности в математике и информатике.
Владеет: Имеет практический опыт применения указанных выше методов и технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Кольцо целых чисел и числовые функции
1.1. Основные понятия. Основная теорема арифметики. Теорема Евклида. Решето Эратосфена. Алгоритм Евклида. Лекции 3 1 УК-1, ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Основные понятия. Основная теорема арифметики. Теорема Евклида. Решето Эратосфена. Алгоритм Евклида. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Основные понятия. Основная теорема арифметики. Теорема Евклида. Решето Эратосфена. Алгоритм Евклида. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Число положительных делителей натурального числа n. Сумма положительных делителей натурального числа n. Функция Мебиуса. Функция Эйлера. Целая часть числа. Теорема Чебышева. Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Число положительных делителей натурального числа n. Сумма положительных делителей натурального числа n. Функция Мебиуса. Функция Эйлера. Целая часть числа. Теорема Чебышева. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Число положительных делителей натурального числа n. Сумма положительных делителей натурального числа n. Функция Мебиуса. Функция Эйлера. Целая часть числа. Теорема Чебышева. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Системы линейных уравнений над кольцом целых чисел. Конечные цепные дроби. Унимодулярные матрицы. Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Системы линейных уравнений над кольцом целых чисел. Конечные цепные дроби. Унимодулярные матрицы. Лабораторные 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Системы линейных уравнений над кольцом целых чисел. Конечные цепные дроби. Унимодулярные матрицы. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Сравнения
2.1. Определение и основные свойства сравнений. Кольцо классов вычетов. Теорема Ферма Эйлера Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Определение и основные свойства сравнений. Кольцо классов вычетов. Теорема Ферма Эйлера Лабораторные 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Определение и основные свойства сравнений. Кольцо классов вычетов. Теорема Ферма Эйлера Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Решение сравнений первой степени. Признаки делимости. Метод Паскаля. Решение уравнений в целых числах. Применение теории сравнений в криптографии. Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Решение сравнений первой степени. Признаки делимости. Метод Паскаля. Решение уравнений в целых числах. Применение теории сравнений в криптографии. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Решение сравнений первой степени. Признаки делимости. Метод Паскаля. Решение уравнений в целых числах. Применение теории сравнений в криптографии. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Китайская теорема об остатках. Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Китайская теорема об остатках. Лабораторные 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Китайская теорема об остатках. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Квадратичный закон взаимности и его следствия. Первообразные корни и индексы. Системы счисления и периодические дроби.
3.1. Символ Лежандра. "Золотая теорема" и ее следствия.Об одном представлении простых чисел. Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Символ Лежандра. "Золотая теорема" и ее следствия.Об одном представлении простых чисел. Лабораторные 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Символ Лежандра. "Золотая теорема" и ее следствия.Об одном представлении простых чисел. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Первообразные корни по простому нечетному модулю. Применение первообразных корней. Первообразные корни по модулям p^a и 2p^a. Индексы и их применение к решению сравнений. Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Первообразные корни по простому нечетному модулю. Применение первообразных корней. Первообразные корни по модулям p^a и 2p^a. Индексы и их применение к решению сравнений. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Первообразные корни по простому нечетному модулю. Применение первообразных корней. Первообразные корни по модулям p^a и 2p^a. Индексы и их применение к решению сравнений. Сам. работа 3 3 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Системы счисления и периодические дроби Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Системы счисления и периодические дроби Лабораторные 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.9. Системы счисления и периодические дроби Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Распределение простых чисел и диофантовы уравнения
4.1. Последовательности Фарея. Аппроксимация иррациональных чисел рациональными. Теорема Гурвица. Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Последовательности Фарея. Аппроксимация иррациональных чисел рациональными. Теорема Гурвица. Лабораторные 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Последовательности Фарея. Аппроксимация иррациональных чисел рациональными. Теорема Гурвица. Сам. работа 3 3 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Распределение простых чисел Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Распределение простых чисел Лабораторные 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.6. Распределение простых чисел Сам. работа 3 3 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.7. О представлении натуральных чисел в виде суммы ограниченного числа членов данной последовательности Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.8. О представлении натуральных чисел в виде суммы ограниченного числа членов данной последовательности Лабораторные 3 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.9. О представлении натуральных чисел в виде суммы ограниченного числа членов данной последовательности Сам. работа 3 3 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.М. Виноградов Основы теории чисел: учебник для вузов СПб. : Лань, 2009 e.lanbook.com
Л1.2 Курош А.Г. Курс высшей алгебры: Учебник СПб.: Лань, 2013 // ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Л1.3 Бухштаб А.А. Теория чисел: Учебные пособия Издательство "Лань", 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru.
Э4 Теория чисел portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.