МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Алябышева Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются:
- систематизация и актуализация знаний школьного курса информатики;
- изучение базовых понятий и терминов информатики;
- формирование базовых знаний в области основ алгоритмизации;
- выработка навыков решения типичных задач с использованием ЭВМ.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия и термины науки информатики
- основные понятия в области алгоритмизации, свойства алгоритмов;
- нормативно-правовые документы и стандарты в области информационных систем и технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания при решении прикладных задач;
- осуществлять целенаправленный поиск информации с использованием сети Интернет;
- использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий;
- решать стандартные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с компьютером как со средством управления информацией;
- работы с компьютером как со средством обработки информации;
- приемами чтения, построения и записи алгоритмов;
- поиска информации для решения задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определение информатики как науки. Информация и ее свойства.
1.1. Место информатики в системе наук. Информация и ее свойства. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основы работы с ОС и файловой системой FAR Manager. Лабораторные 2 6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Программное обеспечение ЭВМ. Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Кодирование информации. Представление информации. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Виды информации. Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Количество и единицы измерения информации Лекции 2 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Вероятностный подход к измерению информации. Формула Хартли. Формула Шеннона. Алфавитный подход. Лабораторные 2 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Вероятностный подход. Понятие вероятности. Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Теория алгоритмов.
2.1. Алгоритм, его свойства. Виды алгоритмов. Лекции 2 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Формы представления алгоритмов Сам. работа 2 16 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Составление алгоритмов. Решение задач. Лабораторные 2 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Логические основы компьютера
3.1. Высказывание, высказываетльная форма. Формула. Основные законы алгебры логики. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Таблица истинности. Упрощение формул. Сам. работа 2 16 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Решение задач. Упрощение формул. Лабораторные 2 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Арифметические основы компьютера
4.1. Системы счисления. Свернутая и развернутая формы записи числа. Перевод чисел в различных системах счисления. Лекции 2 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Перевод целы и дробных чисел в р-ичных системах счисления. Арифметические операции над числами в р-ичных системах счисления. Сам. работа 2 16 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Сложение, вычитание, умножение и деление в р-ичных системах счисления. Лабораторные 2 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Перевод чисел. Перевод бесконечных периодических дробей в р-ичных системах счисления. Лабораторные 2 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грошев А. С. Информатика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Ю. А. Алябышева, Н. С. Бабкина, Ю. Б. Лямкина Теоретические основы информатики : учеб. пособие - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. А. Алябышева Основы информатики: практикум Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Толстяков Р.Р., Забавникова Т.Ю., Попова Т.В. Информатика: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Информатика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Windows; MS Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета
http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания
Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.