Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 18.03.01. Химическая технология |
Профиль | Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 18_03_01_ХимТех-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Информатика» являются изучение теоретических основ информатики и подготовка студентов к эффективному использованию современных компьютеров, сетевого и телекоммуникационного оборудования, прикладных программных продуктов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14 |
ОПК-4 | владением понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознания опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, способностью соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны |
ОПК-5 | владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия науки информатики; - виды представления данных и свойства информаци; - основные приемы работы со специализированным программным обеспечением при проведении теоретических расчетов и обработке экспериментальных данных. - основы информационных технологий, основные возможности и правила работы со стандартными программными продуктами при решении профессиональных задач. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - осуществлять целенаправленный поиск информации с использованием сети Интернет. - применять стандартное программное обеспечение при решении химических и материаловедческих задач. - получать и представлять данные в нужном виде для решения поставленной задачи. - применять информационные системы и средства вычислительной техники в решении задач сбора, передачи, хранения и обработки информации, использовать безопасные методы работы в сети Интернет. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками работы с компьютером как со средством управления информацие. - навыками решения стандартных задач профессиональной деятельности. - навыками работы с компьютером и компьютерными технологиями как со средством обработки информации. - навыками работы с научными и образовательными порталами. - навыками решения задач с помощью АИС, методами обработки информации, опытом антивирусной защиты. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информатики как наука | ||||||
1.1. | Информатика, основные понятия науки. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Основы работы с ОС. Представление данных | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Свойства информации | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Измерение информации | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Единицы измерения информации. Подходы к измерению информации | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Подходы к измерению информации | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Программное обеспечение | ||||||
2.1. | Структура операционных систем, пакеты прикладных программ, Microsoft Office. Виды ПО. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Основы использования программ общего назначения (краткий обзор) на примерах текстового редактора WORD, редакторов математических и химических формул. Особенности текстового редактора WORD. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Основы работы с офисным ПО. Редактор химических формул, назначение и особенности работы. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Особенности табличного процессора EXCEL и использование его для решения информационных и инженерных задач. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Реляционная модель данных. Структура записи, методы доступа к информации. Обмен данными с другими приложениями WINDOWS: текстовыми редакторами и электронными таблицами. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Решение вычислительных задач с использованием EXCEL: обработка таблиц, построение графиков и диаграмм, вычисление матричных выражений. Назначение электронных таблиц (MS EXCEL) | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Разработка и реализация простейших алгоритмов с использованием возможностей EXCEL (нахождение максимального (минимального) элемента вектора и матрицы, нахождение суммы элементов вектора и матрицы, вычисление матричных выражений). | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Основы компьютерных сетей | ||||||
3.1. | Виды сетей, архитектура и топология. Сервисы сети Интернет. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Глобальные сети различного масштаба (WAN –Wide Area Net, MS Network и Internet) | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Использование сервисов в представлении информации и обработке данных | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Мультимедиа – диалоговая компьютерная система, обеспечивающая синтез текста, графики, звука, речи и видео. Устройства мультимедиа. Требования к мультимедийным средствам компьютеров. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Поиск информации в сети Интернет. Сервисы web 2.0 | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Защита информации | ||||||
4.1. | Алгоритмы защиты информации: методы защиты, компьютерные вирусы и борьба с ними. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Понятие безопасности компьютерной информации. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Способы шифрования и передачи информации на дальние расстояния. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | История возникновения вирусов и антивирусов. Способы заражения, защиты и борьбы с вирусами | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю. А. Алябышева, Н. С. Бабкина, Ю. Б. Лямкина | Теоретические основы информатики : учеб. пособие | - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. В. Трофимов | Информатика в 2 т. Том 2 : учебник для вузов | Издательство Юрайт, 2020 | urait.ru |
Л2.2 | В. В. Трофимов, М. И. Барабанова | Информатика в 2 т. Том 1.: учебник для вузов | Издательство Юрайт, 2020 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Информатика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Антивирус КасперскогоSecurity RE 1500-2499 SN: 17E0-180619-066044 890-369, (до 2022); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 60357319 от 05.05.2012, (бессрочно); Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011, (бессрочно); Free Mind http://freemind.sourceforge.net/wiki/index.php/Licensing , (бессрочно); OpenOffice http://www.openoffice.org/license.html , (бессрочно); 3D Canvas, Blender http://amabilis.com/products/, (бессрочно); Visual Studio https://code.visualstudio.com/license , (бессрочно); Pythonc расширениями PIL, PyOpenGL https://docs.python.org/3/license.html , (бессрочно); 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt, (бессрочно); AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf, (бессрочно); GIMP https://docs.gimp.org/2.8/ru/ , (бессрочно); Inkscape https://inkscape.org/about/license/ , (бессрочно); Paint.net https://www.getpaint.net/license.html , (бессрочно); VBox https://www.virtualbox.org/manual/ch01.html, (бессрочно); Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses, (бессрочно); Библиотека MPICH2 https://www.mpich.org/downloads/ , (бессрочно); Компас график LT 5.9 http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf , (бессрочно); DjVu reader https://djvureader.org/ , (бессрочно); SmartNotebook https://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/ , (бессрочно); VLC http://www.videolan.org/legal.html , (бессрочно); QTEPLOT https://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html , (бессрочно); NETBEANS https://netbeans.org/about/legal/index.html , (бессрочно); CMAP TOOLS https://cmap.ihmc.us/donate/ , (бессрочно); R STUDIO (opensource) https://rstudio.com/ , (бессрочно); MingGW http://mingw.org/license , (бессрочно); scilabhttp://www.scilab.org/en/scilab/license, (бессрочно); Пакет статистического анализа R с Cairo, ggplot2, ggvis, pcaPP, pls, robustbase, rrcovHD, tidyr, UsingR https://www.r-project.org/ , (бессрочно); Corel Drow License № 3064780, (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
404К | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины. - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения . - При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. |