МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая хронология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Цыб С.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Историческая хронология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 история (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. №950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель овладение терминологией и методами вспомогательных исторических дисциплин, имея в виду задачу точного и грамотного научного описания музейных предметов и их атрибуции для дальнейшего использования полученных знаний и навыков в своей профессиональной деятельности.
Задачами курса являются:
• ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации источников;
• обучение приемам и методам исторического анализа, достоверности, полноты, фактической ценности документов и вещественных памятников прошлого;
• раскрытие специфических особенностей отражения реальной действительности различными видами источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовый материал дисциплины "Историческая хронология" (специальные исторические дисциплины)
библиографию и основные Интернет и библиотечные ресурсы по хронологии и метрологии
3.2.Уметь:
3.2.1.применять эти базовые знания в научной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности.
составлять библиографический список по тематике исследования и аннотацию к нему, представить реферат по заданной теме.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использовать методы хронологии и метрологии для проведения исторических исследований;
составлять аналитические обзоры, рефераты и библиографии по заданной тематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческая хронология
1.1. Основы историко-хронологического знания Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Становление хронологии как отрасли научного знания. Ж.-Ж.Скалигер – основатель научно-хронологического знания. Школа «механистической хронологии», определение метода «редукция». Школа «общеописательной хронологии», ее достоинства и недостатки. Современное представление об исследовательских задачах хронологии, школа «критической хронологии». Представления человечества о времени. Объективный характер времени. Потребности человечества в учете времени. Астрономическая обусловленность человеческих представлений о времени. Время астрономическое, время календарное, время квантовое. Единицы учета времени и их астрономические обоснования. Сутки как единица учета времени. Понятие о календарных, астрономических и средних солнечных сутках. Месяц как единица учета времени. Цикличность лунных фаз, Синодический и календарный месяц. Год как единица учета времени. Зависимость смены сезонов от движения Земли по орбите. Тропический и календарный год. Сам. работа 2 16 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.3. Солнечные календари и связанные с ними системы летосчисления Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.4. Редукция древних эр линейной структуры Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.5. Математическая теория солнечных календарей. Способы решения проблемы согласования тропического года с календарным. Системы солнечных високосов и характеристика их точности. Календарь и времяисчисление Древнего Египта. Зарождение и первоначальная форма календаря у египтян. Зависимость календаря от разливов Нила и звезды Сириус (Сотис). Структура начального египетского календаря. Введение эпагоменов. Положительные стороны и несовершенство древнеегипетского календаря. Период Сотис и его значение для быта египтян. Попытки введения високосных лет и причины их неудач. Династическое летосчисление Древнего Египта. Создание и особенности эры Набонассара. Календарь и времяисчисление Древнего Рима. Римский календарь до середины I в. до н.э. Календарная реформа Юлия Цезаря и создание календаря Созигена. Структура юлианского календаря. Изменения в юлианском календаре до IV в. «Консульское» летосчисление в Риме, эра «после консула Василия». Эры Августа. Эра от основания Рима и проблема ее точности. Сам. работа 2 14 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.6. Лунные и лунно-солнечные календари и связанные с ними системы летосчисления Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.7. Редукция древних эр летосчисления циклической структуры Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.8. Математическая теория лунных календарей. Проблема согласования календарных лунных месяцев с синодическими. Системы лунных високосов и характеристика их точности. Математическая теория лунно-солнечных календарей. Практическая обусловленность эволюции лунных календарей в лунно-солнечные. Проблема согласования тропического года и лунных месяцев. Эмболисмические системы и характеристика их точности. Календарь и времяисчисление Древнего Двуречья. Первые календари городов-государств Двуречья, их структура. Календарная реформа царя Хаммурапи и проблема устройства эмболисмических месяцев в календаре Ура. Октаэтерида в вавилонском календаре и ее точность. Династическое летосчисление Двуречья. Летосчисление лимму в Ассирии. Создание о распространение эры Селевкидов. Календарь и времяисчисление Древней Греции. Первые календари греческих полисов, их структура. Вопрос о календарной реформе Солона. Введение октаэтериды в афинский календарь, его структура. Сам. работа 2 16 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.9. Времяисчисление христианского мира Лекции 2 6 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.10. Использование календарных стилей при редукции древних дат Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.11. Библейский рассказ о Сотворении Мира. Появление первых христианских летосчислительных систем (антиохийская эра, александрийские эры) и их соотношение. Происхождение и сущность христианского праздника Пасха. Неопределенность и противоречивость евангельских рассказов о времени Распятия и Воскресения Христова. Противоречия между различными христианскими общинами в определении даты Пасхи, попытки установить календарное единство. Никейский (I Вселенский) собор и его решения по пасхально-календарной проблеме. Установление единого (александрийского) календарного образца празднования Пасхи. Календарные правила определения даты христианской Пасхи. Пасхально-хронологические элементы. Золотое Число и Эпакты и их значение для определения дня пасхального полнолуния. Круг Солнца и его значение для определения пасхального воскресенья. Цикл Великого Индиктиона. Происхождение и значение использования индиктионных циклов. Появление первых пасхальных таблиц. Сам. работа 2 16 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.12. Русское времяисчисление Лекции 2 6 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.13. Древнерусские эры летосчисления и календарные стили и их использование в редукции Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л3.1
1.14. История изучения русской хронологии. Митрополит Димитрий Ростовский – создатель научно-хронологического знания в России. Развитие «механистической хронологии» в XVIII-XIX вв. Появление в России «общеописательной хронологии» и ее развитие в XVIII-XX вв. Причины появления «пасхальной хронологии», ее сильные и слабые стороны и развитие. И.-Ф.Круг – создатель «критической хронологии», развитие и недостатки этой школы. Значение трудов Н.В.Степанова для создания системно-аналитической школы и трудности ее развития в XX в. Современное состояние историко-хронологического научного знания в России. Языческое древнерусское времяисчисление и трудности его реконструкции. Структура и тип языческого календаря, проблема установления древнерусской эмболисмической системы. Особенности счета дней, месяцев и сезонов на Руси в дохристианские времена. Языческие летосчислительные эры, их разнообразие и практическая обусловленность. Особенности счета годов в языческой Руси. Сам. работа 2 16 ПК-3 Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Вспомогательные исторические дисциплины и их место в системе исторического знания.
2. Создание научной хронологии.
3. Единицы учета времени и их астрономические основания.
4. Системы учета времени и их классификация.
5. Математическая основа солнечных календарей.
6. Математическая основа лунных календарей.
7. Математическая основа лунно-солнечных календарей.
8. Календарь и летосчисление Древнего Египта. Александрийский календарь и эра Диоклетиана.
9. Создание юлианского календаря и его изменения до IV в. Летосчисление Древнего Рима.
10. Календарь и летосчисление французской буржуазной революции.
11. Календарь Омара Хайяма и эра Джалал-ад-Дина.
12. Календарь и летосчисление Древнего Двуречья.
13. Календарь и летосчисление Древней Греции.
14. Древнееврейский календарь и летосчисление.
15. Арабский календарь и эра «хиджра».
16. Установление единого порядка празднования христианской Пасхи. Христианские хронологические элементы: эпакты, Золотое Число, Круг Луны, Круг Солнца, индикты.
17. Создание восточнохристианских эр летосчисления (антиохийская эра, эры Анниана и Панодора, константинопольская эра).
18. Создание эры от Рождества Христова и ее распространение в Европе.
19. Создание григорианского календаря и его распространение в Европе.
20. Языческое древнерусское времяисчисление.
21. Русские эры летосчисления XI-XVII вв. и методы их определения.
22. Русские календарные системы и календарные стили XI-XVII вв. и методы их определения.
23. Русская Пасхалия XI-XVII вв. Структура древнерусского пасхального года. Древнерусский часовой счет.
24. Времяисчислительная реформа Петра I.
25. Введение григорианского календаря в России и календарная проблема в XX в.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
практические задания размещены В ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.П. Иванова., С.В. Цыб Историческая хронология: Учебное пособие Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин Вспомогательные исторические дисциплины : учебное пособие для вузов Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429883 (30.01.2018).
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 С. В. Цыб, Н. П. Иванова Историческая хронология: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Древняя Русь и Вопросы медиевистики // URL: http://www.drevnyaya.ru/vyp/v2008.php
Э2 Селешников С.И. История календаря и хронология // URL: http://naturalhistory1.narod.ru/Person/Lib/Kalend_1/
Э3 Хренов Л., Голуб И. ВРЕМЯ И КАЛЕНДАРЬ // URL: http://lib.rus.ec/b/180840/read
Э4 Бережков Н. Хронология русского летописания // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/beregk/index.php
Э5 Историческая хронология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к практическим заданиям необходимо руководствоваться планами практических заданий и указанной научной и учебной литературой. После изучения литературы и подготовки теоретических вопросов следует поробовать самостоятельно порешать хронологические задачи, заданные преподавателем. Закрепляется данный навык непосредственно на практических занятиях.
Темы практических занятий и задания для самостоятельного овладения практическими навыками
Практические (семинарские) занятия
Тема 1. Редукция древних эр линейной структуры
1. Древнеегипетские эры летосчисления (династические эры, эра Набонассара).
2. Эры летосчисления Римской империи (эра от основания Рима, эры Августа, эра Диоклетиана, эра «после консула Василия»).
3. Эры летосчисления Ближнего Востока (эра Селевкидов, эра «хиджра», эра Джалал-ад-Дина).
4. Эра летосчисления французской буржуазной революции.
Литература
Иванова Н.П., Цыб С.В. Историческая хронология: Курс лекций 2-е изд. исправл. и дополн. – Барнаул: Изд-во Ал тун-та. 2008. – 130 с.
Тема 2. Редукция древних эр летосчисления циклической структуры
1. Период Сотис в Древнем Египте.
2. Древнегреческая эра летосчисления по Олимпиадам.
3. Древнекитайская 60-летняя циклическая эра.
Литература
Иванова Н.П., Цыб С.В. Историческая хронология: Курс лекций 2-е изд. исправл. и дополн. – Барнаул: Изд-во Ал тун-та. 2008. – 130 с.
Тема 3. Использование календарных стилей при редукции древних дат
1. Календарь Древнего Египта и александрийский календарь.
2. Календари античного мира: древнегреческий (афинский) календарь; юлианский календарь Древнего Рима.
3. Календари народов Азии: арабский календарь; календарь Омара Хайяма; календарь Чжу-ань-сюй-ли.
4. Календари Нового времени: григорианский календарь; календарь французской буржуазной революции.
Литература
Иванова Н.П., Цыб С.В. Историческая хронология: Курс лекций 2-е изд. исправл. и дополн. – Барнаул: Изд-во Ал тун-та. 2008. – 130 с.
Тема 4. Древнерусские эры летосчисления и календарные стили
и их использование в редукции
1. Древнерусский языческий счет лет и древнерусский языческий календарь.
2. Древнерусские эры летосчисления от Сотворения Мира (константинопольская, византий-ско-болгарская, антиохийская, эра в 5511 лет).
3. Эра летосчисления от Рождества Христова в России и ее официальное утверждение.
4. Юлианский календарь на Руси и его особенности.
5. Древнерусские календарные стили.
6. Календарные реформы 1492 и 1700 гг. Введение григорианского календаря в России.
Литература
Иванова Н.П., Цыб С.В. Историческая хронология: Курс лекций 2-е изд. исправл. и дополн. – Барнаул: Изд-во Ал тун-та. 2008. – 130 с.
Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». СПб.: Буланин, 2011.
Цыб С.В. Хронология домонгольской Руси. Ч.1: Киевский период. Барнаул, 2003.


Основная литература
1. Абрамова Н.Г. Вспомогательные исторические дисциплины : учеб. пособие для высш. проф. образования / Н. Г. Абрамова, Т. А. Круглова. - 2-е изд., испр.. - М. : Академия, 2011. - 368 с.: ил.
2. Историческая хронология: учеб. пособие/ Н. П. Иванова, С. В. Цыб; АлтГУ.- Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013.- 236с.

Дополнительная литература
1. Анфологион: власть, общество, культура в славянском мире в Средние века: [сборник]/ РАН, Институт славяноведения; ред. Г. Г. Литаврин.- М. : Индрик, 2008.- 416с.
2. Абрамова Н.Г. Вспомогательные исторические дисциплины : учеб. пособие для вузов / Н. Г. Абрамова, Т. А. Круглова. - М. : Академия, 2008. - 368 с. Гриф: УМО
3. Жаронкин В.Н. Русская палеография: учеб. пособие/ В. Н. Жаронкин, А. В. Фрибус; КемГУ.- Кемерово : [Кузбассвузиздат], 2007.- 88с.
4. Иванова Н.П. Русские праздники как датирующие элементы в Лаврентьевской летописи // Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Религия в истории народов России и Центральной Азии», посвященной 10-летию кафедры религиове-дения и теологии. Барнаул (2-4 октября 2011). Барнаул, 2011. С. 26-30.
5. Иванова Н.П. Русские праздники как датирующие элементы в летописях (по материалам новгородских летописей) // Вестник ТГУ. 2011. № 347 (июнь 2011) C. 69-74.
6. Иванова Н.П., Цыб С.В. Значение церковных элементов для датирования событий древне-русской истории // Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конфе-ренции «Религия в истории народов России и Центральной Азии», посвященной 10-летию кафедры религиоведения и теологии. Барнаул (2-4 октября 2011). Барнаул, 2011. С. 30-32.
7. Иванова, Н.П. Анализ месяцесловных датировок исторических событий (по материалам Новгородской первой летописи) / Н.П. Иванова // Palaeoslavica, vol. XVII, no. 2 (Cambridge, Mass., 2009). Pp. 1–45.
8. Иванова, Н.П. Месяцеслов и его роль в жизни древнерусского общества / Н.П. Иванова // Всероссийская научная конференция с международным участием) Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах. Барнаул, 2009 Т.2. С. 102-110.
9. Иванова, Н.П. Статистические данные частоты использования месяцесловов в летописях / Н.П. Иванова // Теоретические и прикладные аспекты исследования в религиоведении: сборник статей/ Под ред. П.К. Дашковского. Вып.1-2. Барнаул Изд-во Алт. ун-та, 2009 С. 117-127.
10. Концевич Л. Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии / Л. Р. Концевич ; РАН, Ин-т востоковедения. - М. : Восточная литература РАН, 2010. - 806 с.. - Библиогр.: с. 538-540, 703-704 и в примеч.
11. Литовка И.И. Естествознание и точные науки Древней Месопотамии и Египта как эле-мент генезиса научного знания : монография / И. И. Литовка ; РАН, СО, Ин-т философии и права. - Новосибирск : Параллель, 2010. - 188 с.
12. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, начатый в 1797 году.- [Ре-принт. изд. 1797-1836 гг.].- [СПб. : Альфарет]. Ч. 1-10.- [2008].- по 300с.
13. Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам : тексты и комментарий : в 3 т. / Ин-т истории СО РАН [и др.] ; отв. ред. Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф. - М. : Языки славянских культур Т.3 / сост. Г.Д.Ленхофф. - 2012. - 472 с.
14. Усачев А.С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария : [монография] / А. С. Усачев ; РГБ, Науч.-исслед. отд. книговедения. - М. ; СПб. : Альянс-Архео, 2009. - 760 с. : ил.