МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая биохимия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биохим_Биотех-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., Профессор, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экологическая биохимия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - усвоение студентами знаний, связанных с регуляцией биохимических процессов в меняющихся условиях внешней среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью генерировать новые идеи и методические решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-закономерности и регуляцию основных биохимических процессов в клетке при меняющихся условиях внешней среды (гипоксия, повышение температуры,влияние ксенобиотиков);
-основы адаптационных процессов растений, животных и человека;
3.2.Уметь:
3.2.1.-иметь представление о биохимических механизмах адаптации;
-ориентироваться в проблемах, связанных с биохимической адаптацией живых организмов к внешней среде.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками анализа изменения биохимических процессов в условиях антропогенного стресса;
-навыками анализа взаимодействия живых организмов на биохимическом уровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биохимические основы взаимодействия живых организмов
1.1. Экологическая адаптация растений к окружающей среде. Феромоны и защитные вещества животных. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. Вторичные метаболиты растений в адаптационных процессах. Лабораторные 4 8 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.3. Гормональные взаимодействия между растениями и животными. Сам. работа 4 25 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Адаптивное изменение биохимических процессов
2.1. Изменение ферментативной активности. Лекции 4 4 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.2. Бихимическая адаптация к абиотическим факторам. Лабораторные 4 8 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.3. Адаптация к физической нагрузке. Изменение биохимических процессов в условиях стресса. Сам. работа 4 25 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Адаптация живых организмов к действию ксенобиотиков.
3.1. Неорганические и органические ксенобиотики природного и синтетического происхождения. Канцерогены как ксенобиотики и их классификация. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.2. Индукция ферментов МОС как биохимический параметр для биомониторинга загрязнения окружающей среды. Индукция ферментов детоксификации химическими компонентами загрязнения окружающей среды. Лабораторные 4 8 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.3. Лекарства как чужеродные для человека соединения. Использование тестовых лекарств в биомониторинге окружающей среды. Сам. работа 4 26 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конопатов Ю.В., Васильева С.В. Биохимия животных: Учебные пособия Издательство "Лань", 2015 e.lanbook.com
Л1.2 Борисова Г. Г., Ермошин А. А., Малева М. Г., Чукина Н. В. ; Под общ. ред. Борисовой Г.Г. БИОХИМИЯ РАСТЕНИЙ: ВТОРИЧНЫЙ ОБМЕН. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Новиков Н. Н. Биохимия растений: учебник КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ершов Ю.А. БИОХИМИЯ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
315Л лаборатория физиологии растений; лаборатория цветочно-декоративных растений и дендрологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 5 шт.; компьютер: марка Intel Dual Core - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen MW - 1 единица; вытяжной шкаф автономный SPO3A1; печь муфельная ЭКПС10; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; центрифуга лабораторная с ротором BioSan; термостат жидкостный с магнитной мешалкой WB-4MS BioSan; бокс абактериальной воздушной среды БАВнп-01 Ламинар-С; микроскоп Альтами 104 - 4 шт.; холодильник Atlant – 1 шт.; автоматические дозаторы Black Thermo 15 шт.; набор реактивов и лабораторной посуды для физиологии растений

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины