Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Изучение разнообразия высших сосудистых растений Алтайского края и Республики Алтай, выработка умений идентифицировать представителей основных семейств флоры Алтая, выработа навыков самостоятельного анализа имеющейся информации и выявление фундаментальных проблем, закрепление умений по решению исследовательских задач в лабораторных биотехнологического плана и полевых условиях, формирование навыков руководства рабочим коллективом. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03 |
ОПК-4 | способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -методы полевых, лабораторных ботанических и биотехнологических исследований с использованием современных компьютерных технологий и способы оценки научной информации, -методические основы биологического и экологического проектирования; современные методы систематики растений, экологии, геоботаники; -социально-психологические основы руководства коллективом. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -применять методы полевых, лабораторных ботанических и биотехнологических исследований с использованием современных компьютерных технологий, -методические основы ботанического и биотехнологического проектирования для решения практических задач; -руководить рабочим коллективом и обеспечивать производственную безопасность при проведении полевых и лабораторных ботанических и биотехнологических исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -способностью применять методы полевых и лабораторных ботанических исследований с использованием современных вычислительных средств и оценивать научную информацию; -методическими основами ботанического проектирования для решения практических задач; -профессиональным умением взаимодействовать с коллективом в различных кризисных ситуациях, направлять его работу на эффективное решение профессиональных задач; предотвращать или сводить к минимуму риск возникновения нештатных ситуаций, связанных с нарушением производственной безопасности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Современные методы систематики и изучения грибов, лишайников, мохообразных, сосудистых споровых | ||||||
1.1. | Идентификация грибов, лишайников, мохообразных, сосудистых споровых (хвощи, плауны, папоротники). Хозяйственно-ценные и охраняемые виды. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.1 |
Раздел 2. Особенности систематики голосеменных и семенных растений | ||||||
2.1. | Ботанико-географические особенности и морфо-физиологические методы изучения видов семейств подклассов Магнолииды, Ранункулиды, Кариофиллиды, Гамаммелиды.Хозяйственно-ценные и охраняемые виды. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.1 |
2.2. | Представители семейств лютиковых, маковых, гвоздичных как объекты биотехнологии. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.1 |
Раздел 3. Ботанико-географические и морфофизиологические особенности видов семейств подклассов Дилленииды, Розиды, Ламииды, Астериды. | ||||||
3.1. | Идентификация представителей семейств подклассов Дилленииды, Розиды, Ламииды, Астериды. Хозяйственно-ценные и охраняемые виды. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Представители семейств розоцветных, крестоцветных, астровых, губоцветных как объекты биотехнологии. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Методы систематики таксонов царства грибы и царства растения | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.1 |
Раздел 4. Ботанико-географические особенности, морфофизиологические и биохимические особенности однодольных растений. | ||||||
4.1. | Ботанико-географические особенности, морфофизиологические и биохимические особенности злаковых и осоковых. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Однодольные растения как объекты биотехнологии | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Приготовление питательных сред и методы стерилизации в биотехнологии растений | ||||||
5.1. | Оборудование биотехнологической лаборатории и правила работы с ним. Приготовление различных питательных сред. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 6. Микроклональное размножение растений | ||||||
6.1. | Типы эксплантов: Способы получения и методы стерилизации Технология микроклонального размножения. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
6.2. | Охраняемые виды растений, размножаемые микроклональным путем. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
6.3. | Хозяйственно-ценные виды, размножаемые микроклональным способом. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 7. Приготовление гистологических препаратов | ||||||
7.1. | Способы приготовления гистологических препаратов. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
7.2. | Обзор технологий микроклонального размножения. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 8. Микроклональное размножение отдельных таксонов | ||||||
8.1. | Микроклональное размножение лекарственных и декоративных растений. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
8.2. | Микроклональное размножение фиалки узамбарской | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Определитель растений Алтайского края : Определитель | Новосибирск: Наука, ГЕО, | 48 | |
Л1.2 | [Л. И. Тихомирова] | Биотехнология растений: лабораторный практикум : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Флора Сибири. тт. 1-14. : Определитель | Новосибирск: "Наука",, 1988 - 1997 | 1005 | |
Л1.4 | Яковлев Б.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. | Ботаника: Учебник | СПб.:СпецЛит., 2001 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А. | Высшие растения: учебник | М.:Логос, 2001 | 5 |
Л2.2 | Терехина Т.А., Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. | Высшие семенные растения: уч..пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/142 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э4 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | ЭБС "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э6 | ЭБС "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э7 | Определитель растений онлайн "Плантариум" | www.plantarium.ru | ||
Э8 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS PowerPoint, MS Word Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/ Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org База данных GenBank «EBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ebi.ac.uk/ База данных GenBank «NCBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ncbi.nlm.nih.gov Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). Свободный доступ. http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/ База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru. Ресурс имеет полный список лишайников Алтайского края, составленный по опубликованным данным с ботанико-географическим районированием: http://old.ssbg.asu.ru/lichens/docs/ База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края». База данных содержит справочную информацию об инвазивных видах, произрастающих на территории Алтайского края: http://old.ssbg.asu.ru/advent.php |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Дисциплина «Научно-исследовательский практикум по ботанике и биотехнологии растений» включает лабораторные занятия, самостоятельную работу. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний,через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума. После окончания практикума магистранты должны знать основные системы растительного царства, методы систематики и изучения важнейших семейств региона, основные диагностические признаки важнейших семейств, родов и видов растений. Лабораторные занятия проводятся в лабораториях кафедры ботаники и БУП ЮСБС. При выполнении практического задания магистранты осваивают навыки работы с определителями растений, современным лабораторным оборудованием (флюориметр, спектрофотометр, секвенатор, селективный ионометр, рН-метр и др.). Важным элементом обучения магистранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. |