МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и возрастная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 18
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 9 9 9 45 18 54
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 72 108 144 180

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, Смирнова Я.К.;к.психол.н., Доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общая и возрастная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т,Г. к психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Т,Г. к психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать систему психолого-педагогических знаний, необходимых для профессиональной деятельности учителя.
Сформировать у студентов представление о предмете, методах и задачах психологии, основных категориях, месте среди других наук о человеке.
Сформировать представление об основных теоретических направлениях психологии познакомить с закономерностями психической деятельности отдельного человека и группы людей, методах изучения личности и социальной общности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели и задачи психологии как науки;
- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;
- психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке;
- методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств.
3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять общий план работы по заданной теме, предлагать методы исследования и способы обработки результатов, проводить исследования по согласованному с руководителем плану, представлять полученные результаты.
- устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека;
- осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области научно-исследовательской и практикоориентированной деятельности;
- организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- систематическими знаниями по направлению деятельности; углубленными знаниями по выбранной направленности подготовки, базовыми навыками проведения научно-исследовательских работ по предложенной теме.
- категориальным аппаратом научной психологии для выполнения и реализации различных целей (исследовательских, прикладных и практических, преподавательских, профилактических, просветительских (эмпирических) исследований);
- основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций общей психологии;
- информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека;
- методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работы;
- применением общепсихологические научные результатов в прикладных и практических областях психологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Место психологии в системе наук о человеке и обществе История и методы психологии Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Практические 1 2 ОПК-3 Л1.3
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Психологическая теория деятельности Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.3
2.2. Мозг и психика Сам. работа 1 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
2.3. Диагностические возможности исследования функциональной асимметрии головного мозга человека Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
2.4. Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного. Сам. работа 1 1 ОПК-3 Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Психология ощущений и восприятия Память как процесс отражения прошлого опыта Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.3, Л1.2
3.2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Сам. работа 1 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Психология мышления и воображения Сам. работа 1 1 ОПК-3 Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Общая характеристика психических состояний Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Сам. работа 1 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 1 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Приемы тренировки внимания Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Эмоции и чувства Сам. работа 1 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидные и индивидуально-психологические особенности личности Лекции 1 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Диагностические возможности и ограничения исследования индивидуально-психологических особенностей личности Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.3. Теории темперамента Сам. работа 1 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.4. Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Проблема феномена общения в психологической науке Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.2. Общение и речь Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.3. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 1 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.4. Психология малых групп Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.5. Межгрупповые отношения и взаимодействия Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Введение в психологию личности
7.1. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 8. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Движущие силы и условия развития личности.
8.1. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Движущие силы и условия развития личности. Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.2. Современные исследования в области психологии развития личности Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.3. Жизненный путь человека как история индивидуальности Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 9. Общее представление о структуре личности
9.1. Общее представление о структуре личности Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
9.2. Уровни субъектных проявлений личности. Личность как индивидуальный и социальный субъект Практические 1 4 ОПК-3 Л1.3, Л1.2
Раздел 10. Психология индивидуальности личности
10.1. Психология индивидуальности личности Практические 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
10.2. Психология способностей. Индивидуальные особенности познавательных процессов личности Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 11. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь
11.1. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь Практические 2 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
11.2. Структура "Я" и ее исследование в разных направлениях психологии Сам. работа 2 15 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 12. Развитие личности и возрастной онтогенез
12.1. Проблема развития личности Лекции 2 18 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
12.2. Возрастное кризисы личности Сам. работа 2 20
12.3. Периодизации психического развития в онтогенезе Практические 2 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.4. Экзамен 1 27 ОПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Общая и возрастная психология»
Часть 1
1. Место психологии в системе наук.
2. Понятие о психике, ее изменении и специфике. Функции психики.
3. Основные принципы отечественной психологии.
4. Сознательное, неосознаваемое, бессознательное в психике человека.
5. Психические явления и психологические факты.
6. Особенности житейской, обыденной и научной психологии.
7. Проблема сознания и уровней его организации в психологии.
8. Классификация психологических фактов: психические процессы, психические состояния, психические свойства, их определения и примеры.
9. Становление психологии как науки: донаучная психология (интроспективная); ассоциативная психология; научная психология.
10. Категория развития в психологии.
11. Общие характеристики развития.
12. Психодинамический подход в психологии развития.
13. Когнитивные теории развития.
14. Культурно-исторический подход в психологии развития.
15. Периодизация психического развития в онтоогенезе Д.Б. Эльконина
10. Предмет и объект психологии с позиций различных психологических направлений.
11. Основные подходы в зарубежной психологии: психоаналитическое направление.
12. Основные подходы в зарубежной психологии: бихевиорально-когнитивное направление.
13. Основные подходы в зарубежной психологии гештальтпсихология.
14. Основные подходы в зарубежной психологии: гуманистическая психология.
15. Особенности развития отечественной психологии и ее становления на современном этапе.
16. Структура современной психологии, основные отрасли, их классификация.
17. Основные задачи психологии на современном этапе развития российского общества.
18. Методы современной психологии. Их классификация и назначение.
19. Интроспекция как метод исследования. Его возможности и ограничения.
20. Сравнительно-генетический, сравнительно-патологический, клинический методы в психологии.
21. Методы моделирования и проектирования в психологии. Основные требования к организации и применению.
22. Метод, методология, технология.
23. Краткая историческая справка об исследовании мозговой локализации психики.
24. Теории узкого и широкого локализационизма.
25. Деятельность и ее структура.
26. Потребностно-мотивационный, ориентировочный, исполнительский компоненты деятельности.
27. Теории личности в зарубежной психологии.
28. Ведущие психологические школы в исследовании личности в отечественной психологии.
29. Общая характеристика мотивации личности. Потребности и мотивы.
30. Роль и специфика мотивации в учебной и трудовой деятельности.
31. Основные задачи психологии на современном этапе развития российского общества.
32. Особенности проявлений личности в экстремальных ситуациях.
33. Темперамент как динамическая характеристика человека.
34. Теории темпераментов. Типологии темпераментов.
35. Проявления темпераментов в поведении. Индивидуальный стиль деятельности.
36. Общее представление о характере. Классификация черт характера.
37. Типология характера. Психологические условия его становления.
38. Общая характеристика одаренности и способностей. Структура способностей.
39. Способности и задатки.

Часть 2.
1. Виды воображения. Непроизвольное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение.
2. Виды мышления. Роль мышления в прогнозировании. Развитие мышления в онтогенезе.
3. Память и ее виды. Краткая характеристика типов памяти.
4. Виды понятий: признаки и концептуальные правила, их связывающие. Простые и сложные понятия.
5. Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Функции внимания. Физиологические основы внимания.
6. Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели. Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли.
7. Восприятие. Обнаружение сенсорных сигналов. Теория обнаружения сигналов.
8. Индивидуальные особенности мышления. Обучаемость. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности.
9. Ощущения и их виды.
10. Количественная оценка воображения. Когнитивный подход к воображению.
11. Мышление как процесс решения задач. Принятие решений.
12. Нарушения памяти: амнезия, агнозия, апраксия.
13. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы.
14. Общая характеристика регуляционных процессов. Уровни интегративной деятельности мозга. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.
15. Операции мышления (сравнение, анализ, синтез и т.п.). Формальное мышление
16. Основные свойства внимания. Виды внимания. Внимание и ресурсы психики. Патология внимания.
17. Основные формы воображения. Фантазия, мечта, галлюцинации.
18. Особенности восприятия времени.
19. Особенности восприятия движения. Характеристика кинестетических ощущений в восприятии движения.
20. Особенности восприятия пространства: восприятие формы, глубины, расстояния, величины. Иллюзии восприятия.
21. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания
22. Процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция.
23. Процессы памяти.
24. Психофизика ощущений. Психофизиологические особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Закон Вебера-Фехнера.
25. Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения.
26. Развитие метода интроспекции в психологии.
27. Развитие позитивного самовосприятия, методы и способы развития позитивного самовосприятия.
28. Свойства восприятия. Теории восприятия в ассоциативной психологии. Апперцепция восприятия.
29. Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов". Волевая регу¬ляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.
30. Самосознание личности и его структура.
31. Творческое мышление. Основные характеристики. Факторы, влияющие на развитие творческого мышления.
32. Теории внимания.
33. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений.
34. Формирование понятий. Усвоение правил. Проверка гипотез: стратегии мышления.
35. Функции внимания. Основные свойства внимания.
36. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Влияние эмоций на поведение.
37. Этапы личностного развития Я-концепции и осознания себя по Э. Эриксону, “этнопсихологическая концепция жизненного пути человека”.
38. Эффект края. Кривая забывания. Опыты Эббингауза. Явление реминисценции. Мнемотехнические приемы.
39. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Понятие о сенсибилизации ощущений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект заданий для проведения тестирования по дисциплине «Общая психология»
Пример тестового задания №1
1. Психологические идеи первоначально зародились:
а) в русле античной философии;
б) материалистической атомистической философии (Демокрит);
в) идеалистической философии (Платон);
г) все ответы верны.
2. Декартова концепция человека:
а) дуалистична;
б) отвергает идею души как сущности человека;
в) опирается на разум, освещенный верой;
г) все ответы верны.
3. Первая психологическая лаборатория бала создана:
а) Вундтом;
б) в 1732 г.;
в) для изучения функций сознания;
г) верны все ответы.
1. Схема S  R делает упор на:
а) объективное описание поведения;
б) бесполезность концепции сознания;
в) разработку положительных и отрицательных способов подкрепления необходимых реакций;
г) все ответы верны.
2.Отечественная психологическая школа:
а) выросла из культурно-исторической концепции развития психики;
б) основана на изучении приемлемых форм поведения;
в) отвергает детерминистский характер психики;
г) все ответы верны.
6. Автор теории бихевиоризма:
- Дж. Локк
- В. Вундт
- Дж. Уотсон
- Рене Декарт
7. Основатель гештальтпсихологии
- М. Вертгеймер
- В. Коффк
- К. Левин
- В. Келер
8. Предмет психологии в бихевиоризме:
- неосознаваемые процессы;
- поведение;
- ведущая информационная система
- субъективный опыт личности.
9. Психологические идеи первоначально зародились:
- в русле античной философии;
- материалистической атомистической философии;
- идеалистической философии;
- все ответы верны.
10 Декартова концепция человека:
- дуалистична;
- отвергает идею души как сущности человека;
- опирается на разум, освещенный верой;
- все ответы верны.
11. Первая психологическая лаборатория бала создана:
- Вундтом;
- в 1732 г.;
- для изучения функций сознания;
- верны все ответы.
12. Схема S  R делает упор на:
- объективное описание поведения;
- бесполезность концепции сознания;
- разработку положительных и отрицательных способов подкрепления необходимых реакций;
- все ответы верны
13. Процесс накопления опыта личностью путем преобразования внешних элементов деятельности и во внутренний план, называется:
а) воспитание;
б) научение;
в) интериоризация;
г) экстериоризация;
д) социализация.
14. Принцип единства сознания и деятельности впервые сформулировал:
- А.Н. Леонтьев;
- С.Л. Рубинштейн;
- А.Р. Лурия;
- Б.Г. Ананьев;
- Б.Ф. Ломов
15. К основным классам явлений, изучаемых в психологии, не относятся
- явления сознания
- явления поведения
- продукты культуры
- неосознаваемые причины поведения
16. Содержания, не осознаваемые актуально, но беспрепятственно осознаваемые по желанию субъекта, в терминологии З.Фрейда получили название
- предсознательного
- бессознательного
- неосознаваемого
- подсознательного
17. Было бы не вполне верно полагать, что сознание
- можно охарактеризовать как представление человека о мире и себе в мире
- прямо связано с возможностью субъекта дать отчет о своем психическом опыте
- возникает в эволюции в связи с необходимостью общения между индивидами
- необходимо для регуляции совместной деятельности людей
18. Толмен не относил к видам промежуточных переменных
- цели
- инстинкты
- приспособительные акты
- способности
19. Наблюдение собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов:
- рефлексия;
- интроспекция;
- самоанализ;
- самонаблюдение
20. Исследование определенных характеристик того или иного процесса, без активного включения в сам процесс:
- интроспекция;
- наблюдение;
- эксперимент;
- беседа.
21. Разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности:
- С.Л. Рубинштейн;
- А.Н. Леонтьев;
- Л.С. Выготский;
- Б.Г. Ананьев
22. Соответствие метода исследования и его сущность:
наблюдение Стандартизированное психодиагностическое обследование изучаемого психического явления.
социометрия Исследование межличностных отношений в группе, коллективе
тестирование Систематическое и целеноправленное восприятие психических явлений
анкетирование Групповой опрос по заранее разработанным вопросам в целях получения различных мнений людей.
Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени
Сопоставление различных групп испытуемых по возрастам и деятельности

23. Соответствие названия метода исследования и его сущности:
беседа Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени
сравнительный Прямое или косвенное получение информации об объекте исследования, посредством речевого общения.
лонгитюдный Сопоставление различных групп испытуемых по возрастам и деятельности
комплексный Изучение объекта представлениями различных наук
Групповой опрос по заранее разработанным вопросам в целях получения различных мнений людей
Систематическое и целеноправленное восприятие психических явлений

24. Соответствие психических образований и их содержания:
умения Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения
знания Результат познавательной деятельности человека отражаемый в виде представлений, суждений.
привычка Творческое применение имеющихся знаний и навыков в практической деятельности не зависимо от условий.
навык Действие или элемент поведения человека, выполнение которого стало для него потребностью.
Способы, которыми выполняется действие в определенных условиях

25. Соответствие названия отраслей психологии и предмета изучения:
Социальная психология Психологические особенности деятельности в различных сферах жизни
Специальная психология Отклонения в развитии личности
Психология труда Психологические закономерности управленческой деятельности
Психология управления Психологические явления в процессе взаимоотношений и общения людей.
Проблемы обучения и воспитания
Этапы психического развития и формирования личности

26. Принципы психологии:
- развитие психики и сознания в деятельности
- независимость психических явлений
- детерминизма
- сознания
- активности сознания
- личностного подхода
27. Соответствие названия отраслей психологии и предмета изучения:
Возрастная психология Этапы психического развития и формирования личности
Медицинская психология Психологические аспекты гигиены, профилактики, лечения и реабилитации больных
Дифференциальная психология Проблемы обучения и воспитания
Педагогическая психология Различия между людьми
Психологические закономерности управленческой деятельности
Отклонения в развитии личности

28. Соответствие психических явлений и их содержания:
Неосознаваемые процессы Процессы, связанные с восприятием и переработкой информации
Познавательные процессы Процессы, которые осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические состояния Особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности.
Психические свойства Определенный уровень работоспособности, качества функционирования психики
Психические образования Явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненное опыта.
Субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта
Психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением.

30. Основными методами исследования в психологии являются:
- анализ результатов деятельности
- наблюдение
- тестирование
- обобщение независимых характеристик
- эксперимент
31. Психические свойства:
- направленность личности;
- активность;
- пассивность;
- темперамент;
- память;
- способности.
32. Основные характеристики высших психических функций:
- формируются прижизненно;
- являются врожденными;
- опосредованы речью;
- непосредственны;
- произвольны;
- непроизвольны
33. Психологические явления в процессе взаимоотношений и общения людей – предмет изучения психологии ……..

34. Включение в активную деятельность является наиболее важным для развития …..
35. Самопознание субъектом своих внутренних психических состояний - это
36. Объективная независимая реальность, данная человеку в его ощущениях - …..
37. Отечественный психолог, разработавший культурно-историческую теорию - …..
38. До начала XVIII в. предметом психологии признавалась … человека
39. В XVIII в. предметом психологии считалось …
40. До XIX в. основным и практически единственным методом в психологии был метод

Пример тестового задания №2

I. Терминологический диктант
а) Дайте определение следующим понятиям:
1) деятельность;
2) поведение;
3) жизнедеятельность;
4) экстериоризация;
5) интериоризация;
6) основные виды деятельности;
7) действие;
8) операция;
9) навык;
10) умение.
б) Назовите:
1. Основоположников двух научных подходов в отечественной психологии по теории деятельности и их основные публикации.
2. Основную структурную единицу деятельности и ее виды.
3. Элементы двигательного состава деятельности.
4. Работу и ее автора как теоретическую основу современных представлений о двигательной активности.
5. Процесс использования имеющихся навыков в новой деятельности и его виды.
6. Уровни организации действий.
7. Основные этапы (составляющие) структуры деятельности.
8. Автора, описавшего явления «обратная афферентация», «акцептор действия».
9. Автора, введшего понятие «рефлекторное кольцо».
10. Психологические условия эффективного формирования навыков.
II. Верно или неверно?
1. Деятельность – исторически отработанная система воспроизводства предметного мира, природы человек и человеческих отношений.
да
нет
2. Деятельность обусловлена только сознанием человека.
да
нет
3. Процесс, опосредующий воздействие предметного мира, отражающегося в голове человека, осуществляющий реальную жизнь во всем богатстве и многообразии его форм – есть деятельность.
да
нет
4. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в потребностях, побуждающих человека к деятельности.
да
нет
5. Мотивами деятельности могут быть потребности, чувства, идеалы, мысли, установки.
да
нет
6. Деятельность имеет такие характеристики, как предметность, целенаправленность, социальность.
да
нет
7. Экстериоризация – переход, ведущий от сенсомоторного плана к мысли.
да
нет
8. Единственным фактором, обуславливающим отношение человека к деятельности, является соответствие притязаний и достигнутого уровня.
да
нет
9. Деятельность – это единица жизни.
да
нет
10. Немотивированная деятельность – есть деятельность со скрытым мотивом.
да
нет
III. Заполнить пробелы
1. Всякая предметная деятельность отвечает ..., опредмеченной в ..., ее главными образующими являются ... и соответственно отвечающие им действия.
2. Естественной предпосылкой деятельности являются ... … .
3. Каждая отдельная ... отвечает определенной ... субъекта, стремится к этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится по отношению к изменившемуся … .
4. Деятельность сохраняет общую психологическую структуру, в какой бы форме она ни протекала – во ... ... или ... .
5. Трудовая деятельность переходит в форму постоянных свойств, регулирующих деятельность ... воплощается в ... деятельности благодаря процессу ... .
6. Процесс преобразования структуры ... деятельности в структуру ... плана сознания называется ... .
7. Преобразования, которые претерпевают действия при интериоризации, включают ..., ..., ..., ..., ... .
8. В процессе индивидуального развития происходит включение индивида в исторически сложившиеся формы деятельности ..., ..., ... .
9. Со структурной стороны, деятельность имеет ..., ..., ... компоненты.
10. Основными формами деятельности являются: познание, …, … .
IV. Решение психологических задач
Задача 1.
А.Н. Леонтьев писал: «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней».
Охарактеризуйте строение внешней и внутренней деятельности, выделив то, что в них общее.
Задача 2.
Выпишите прилагательные, относящиеся к «каждому из трех понятий: «действие», «движение», «деятельность»:
Теоретический, импульсивный, познавательный, предметный, перцептивный, идеомоторный, внутренний, практический, умственный, учебный, трудовой, речевой, врожденный, условно-рефлекторный, волевой, реальный, игровой, общественный, целенаправленный.
Задача 3.
Какие характеристики деятельности проявились в следующем примере?
В одном из цехов объединения «Светлана» работницы на сборке ламп работали под колпаками, обеспечивающими необходимую стерильность.
После того, как колпаки были сняты, а стерильным стал весь цех, производительность труда повысилась на 20% (данные мастера цеха И.В. Шалаева).
Задача 4.
Что в приведенных примерах относится к движению, а что к действию?
1. Чтобы остановить машину, шофер отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза.
2. Сереже предложили поехать на велосипеде по узкой доске мостика. При первой попытке Сережа держал руль за концы, сидел в седле выпрямившись, въехал на мостик, когда правая педаль была наверху. При второй попытке он держал руки у середины руля, сидел низко наклонившись; при въезде на мостик верхней была левая педаль (К.К. Платонов).

Задача 5.
Выберите из приведенных ниже признаков те, которые характеризуют поведение животных, деятельность человека, только игру, только увлечение, только труд.
1. Условие развития психики.
2. Упражняемость.
3. Деятельность, направленная на усвоение выполнения действий.
4. Автоматизированность.
5. Целенаправленность.
6. Мотивированность
7. Условия проявления всех психических реакций.
8. Наличие проб и ошибок.
9. Направленность на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
10. Направленность на усвоение и применение системы понятий.
11. Повторяемость.
12. Деятельность, удовлетворяющая самим процессом выполнения.
Задача 6.
Какую целевую ориентацию проявил М.И. Кутузов? Как влияет процесс целеполагания и целеосуществления на поведение личности и взаимоотношения с окружающими?
«... Он понял особый характер Бородинской победы, понял, что это победа с отсроченным результатом. Поэтому его не смутило отсутствие формальных признаков победоносного окончания сражения (отступление русских войск после Бородина).
Сквозь внешний ход событий, представляющийся неблагоприятным и угрожающим, он увидел их внутренний смысл, заключающийся в том, что под Бородином он одержал полную и решительную победу над Наполеоном».
Очевидно, именно поэтому «... Кутузов проявил исключительную твердость и всегда делал то, что находил нужным, не боясь в своих решениях оставаться одиноким и непонятым...» (Б.М. Теплов).
Задача 7.
Выпишите признаки навыка:
а) автоматизированность;
б) сложность;
в) целенаправленность;
г) условно-рефлекторный характер;
д) мотивированность;
е) уменьшение зрительного контроля и увеличение роли двигательного контроля;
ж) легкость выполнения.
Опираясь на выделенные признаки, определите, в каких примерах проявляется навык?
1. 1. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом подниматься или опускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крана вдоль оси. С помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям.
2. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз – повернуть налево, два – повернуть к себе, три – толкнуть от себя, четыре – повернуть налево». В результате, тренировки спортсмен быстро и легко заряжает винтовку, рассматривая в это время мишень и оценивая расстояние до нее.
3. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя знаете, что оттуда транспорт идти не может (К.К. Платонов).
4. В начале обучения ученик думает над тем, поставить или не поставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или нет поставить в предложении запятую.
По мере обучения ученик быстро, безошибочно ставит знаки препинания.
Как можно определить другие формы поведения?
Задача 8.
Как происходит формирование навыка? Какова роль сознания в этом процессе? Какой принцип повторения Н.А. Бернштейн вывел из своего опыта?
Н.А. Бернштейн приводит следующий факт из личных наблюдений. Он был хорошим пианистом и использовал собственные упражнения на фортепиано для анализа механизмов обучения. Экономя время, он дела следующее: ставил на пюпитр книгу, читал ее, а в это время разыгрывал гаммы и этюды, тренируя пальцы.
После достаточно длительного периода таких занятий он с удивлением обнаружил, что никакого прогресса в технике нет! Тогда он оставил чтение, перешел на вдумчивую отработку техники и достиг заметных результатов.
Задача 9.
2. На каких уровнях строится движение? Какие компоненты движения представлены в сознании человека? Чем определяется ведущий уровень построения движения?
1. Н.А. Бернштейн рассматривал различные примеры кругового движения. Оно может быть получено на уровне А: например, при фортепианном вибрато кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение можно построить на уровне В, например, включив его в качестве элемента в вольную гимнастику.
На уровне С будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия Д круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне Е такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске.
2. Работая в годы ВОВ над восстановлением движений руки раненых бойцов, А.Н. Леонтьев и А.В. Запорожец обнаружили, что после периода лечебных упражнений с ранеными проводилась проба для выяснения восстановления функции руки. Для этого ему давалась задача «поднять руку как можно выше». Выполняя ее, он поднимал руку только до определенного предела – диапазон движений был сильно ограничен.
При изменении задачи «поднять руку до указанной отметки на стене» оказывалось, можно поднять руку на 10-15 см выше. Наконец, снова менялась задача: предлагалось «снять шляпу с крючка» – и рука поднималась еще выше. В чем здесь дело?
3. С помощью очень тонких и точных методов регистрации Ю.Б. Гиппенрейтер удалось зафиксировать непроизвольные микродвижения глаз. Они происходят и тогда, когда человек, как ему кажется, неподвижно смотрит на точку.
Задача 10.
Как вы считаете, чья позиция, С.Л. Рубинштейна или А.Н. Леонтьева, выражена в изречениях? Почему?
«В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования «внутреннего условия», как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности ив этом плане необходимой составляющей деятельности».
«Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний и внутренний планы или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», понять реальную роль психики в деятельности».
Пример тестового задания №3

Выбрать правильный ответ:

1. Наше восприятие мира связано:
1. с культурой, к которой мы принадлежим,
2. с практикой,
3. с опытом,
4. с нашими индивидуальными особенностями.
5. Верны все ответы.
2. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, психика должна:
1. постоянно осуществлять коррекции,
2. учитывать расстояние, на котором находятся предметы,
3. изменять образ в зависимости от угла зрения.
4. Ни один из ответов не верен.
3. Эффект параллакса:
1. позволяет оценивать расположение удаленных предметов,
2. служит одним из монокулярных признаков глубины,
3. связан с движением головы наблюдающего.
4. Порог чувствительности:
1. представляет собой предел чувствительности рецептора,
2. определен генетически,
3. может меняться с возрастом.
4. Все ответы верны.
5. Бинокулярное зрение:
1. единственное позволяет воспринимать глубину,
2. неэффективно на расстоянии более 15 метров,
3. может быть заменено монокулярными признаками.
4. Все ответы верны.
6. По мнению В. Вундта, отличия ощущений и чувств связаны с тем, что:
1. чувства относятся к субъекту,
2. ощущений больше,
3. ощущения простые, а чувства сложные.
7. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.
б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.
в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.
г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.
д) Мама посылает сына в магазин, перечисляя ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.
е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.
ж) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.
з) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.
и) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя
к) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.
л) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.
м) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.
1. Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:



а) Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем воспроизвел ее с точностью.
б) Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45%.
в) На экзамене по математике ученик долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона.
г) Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.
д) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.
е) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.

2. Проведите диагностику объема кратковременной зрительной памяти. В течение 20 сек. продемонстрируйте испытуемому таблицу, затем уберите ее и после этого попросите его записать на бланке те числа, которые он запомнил.

13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87
Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.
3. Проведите диагностику объема кратковременной слуховой памяти. Разбейтесь по парам. Зачитайте по очереди друг другу набор из 10 слов. Воспроизведенное сразу после прочтения количество слов составляет объем кратковременной памяти испытуемого.

4. Приведите примеры использования приемов запоминания и воспроизведения информации.
5. Школьнику необходимо через неделю воспроизвести достаточ¬но большой текст на иностранном языке. В день, предшествующий испытанию, он принимается за дело и, хотя учит текст с 15.00 до 23.00, воспроизвести его не в состоянии. Какая помощь родителей будет в данном случае наиболее полезна:
а) Объяснить, что текст надо заучивать не целиком, а по частям.
б) Рассказать о целесообразности распределения повторений во времени.
в) Посоветовать попытаться воспроизвести текст утром, прини¬мая во внимание явление реминесценции.
г) Посоветовать попытаться воспроизвести текст утром, так как при этом удастся избежать ретроактивного торможения.
6. Напишите рекомендации о том, как можно использовать закономерности памяти в учебной и профессиональной деятельности.
7. Определите причины забывания в каждом из следующих примеров.
а) Вчера вечером мальчик выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить третью строчку.
б) Девушка так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел.
в) Новый сотрудник пришел на прием без галстука, поскольку забыл его надеть, и все над ним смеялись. Однако ему никто не говорил, что вечер будет официальным.
г) Накануне вечером девушка смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не может вспомнить, ожидается ли сегодня дождь.
8. Выпишите из словарей как можно больше определений понятия «интеллект». Выделите наиболее существенное во всех определениях и сформулируйте самое оптимальное, на ваш взгляд. Расскажите о вашем анализе на семинаре.
9. Сочините миф, сказку или напишите эссе по одной из тем:
 Метаморфозы памяти
 Что помнит наше бессознательное
 Куда ведёт тропа воображения?
 Как поссорились интеллектуал с креативом…
10. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:
а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.
11. В какой из следующих ситуаций не представлена опосредованность мышления:
а) Определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки.
б) Хотя длина бикфордова шнура не превышала 1,5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.
в) Показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть.
г) Придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд код утерян навсегда.
12. Опишите ситуации, в которых проявляются основные виды мышления (по различным классификациям).
13. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
г) Собирание ребенком конструктора.
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.
е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.
ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.
з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
и) Составление архитектором будущего плана постройки.
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
л) Решение учебной задачи новым способом.
14. Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).
15. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
д) Задание ученикам - найти сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.
16. Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной?
A. Часы бывают электронные, механические, настенные, на¬польные. Б. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.
B. В зависимости от содержания хранящегося в памяти мате¬риала различают следующие ее виды: образную, словесно-ло¬гическую, эмоциональную и двигательную.
Г. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.
17. Проведите диагностику логического мышления. Для этого можете использовать следующую методику. Найдите закономерности построения десяти числовых рядов и определите два числа, которые бы продолжили числовые ряды. Время выполнения работы фиксируется.

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7
2) 6, 9, 12, 15, 18, 21
3) 1, 2, 4, 8, 16, 32
4) 4, 5, 8, 9, 12, 13
5) 19, 16, 14, 11, 9, 6
6) 29, 28, 26, 23, 19, 14
16; 8; 4; 2; 1; 0,5
1, 4, 9, 16, 25, 36
21, 18, 16, 15, 12, 10
3, 6, 8, 16, 18, 36
Оценка производится по времени, затраченному на решение, и по правильности ответов. Если времени требуется меньше пяти минут и нет ошибок, то это хороший уровень, если затрачивается больше пяти минут и допускается 1 ошибка – средний уровень развития логического мышления, 2 – 3 ошибки – низкий уровень развития логического мышления.
18. Напишите рекомендации о том, как в учебной деятельности ориентироваться на особенности мышления детей различного возраста.
19. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются основные виды воображения (по разным классификациям).
20. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:
а) Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ.
б) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.
в) Мальчик мечтает стать известным политиком.
г) Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машины в реальности.
д) Детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера.
е) Ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья.
ж) Мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент.
з) Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.
и) Учитель географии дает задание ученикам – по какой-либо точке, показанной на карте описать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности.
21. Придумайте рассказ, в котором встречаются слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Время на работу 10 минут. После завершения работы прочитайте некоторые из рассказов вслух.
Рассказ оценивают по следующим критериям: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, неожиданность концовки.

Пример тестового задания № 4
I. Вставить пропущенные слова:
1. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с…………………психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения ……………..в ходе ее анализа и синтеза.
2. Мышление возникает на основе практической …………….., из чувственного …………………мира и далеко выходит за его пределы.
3. В нашей адаптации к действительности важную роль играют две разновидности мыслительных процессов:………………….. и усвоение понятий, с одной стороны, и решение……………….- с другой.
4. Четыре этапа решения научных задач, выделенные Уоллесом, - это, подготовка, ………………., озарение и разработка.
5. Мышление - это вторичный познавательно-преобразовательный процесс, который формируется уже на стадии психомоторики, но настоящее мышление проявляется при наличии …………………..
6. Главная опора мышления - особая форма моторики - внутренняя и внешняя ……………..
7. Процесс ……………… понятий - это просто отличение того, что сходно , от того, что несходно.
8. Случайный перебор - это такая стратегия мышления, при которой ………………… формулируются случайным образом.
9. Мышление – процесс, с помощью которого формируется новая мысленная …………………
10. Сущность мышления состоит в установлении …………-………. связей и отношений между предметами и явлениями.
11. …………-………….. мышление представляет собой практическую, преобразовательную деятельность человека с ……………. предметами.
12. Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и …………..
13. Отличительная особенность …………….-…………… мышления – это непосредственная связь с восприятием мыслящим человеком текущей ситуации.
14. Внимание – это направленность и сосредоточенность ………….. на каком-либо предмете, явлении, деятельности или переживании.
15. Внимание связано с формированием в нервной системе оптимальных очагов ………., которые приобретают доминирующий характер.
16. Слово и формирование мысли – это предпосылки ……………….., т.е. рассуждающего, логически расчлененного
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/89F9EFB5-4377-4A69-A008-56CA2D7C74FD
Л1.2 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. : Учебник М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Иванников В.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. : Учебник М.:Издательство Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Е. Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс : учебное пособие М. : Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э5 1. Виртуальная библиотека по психологии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm.
Э6 2. Практическая психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psynet.narod.ru/main.htm
Э7 3. Психея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psycheya.ru
Э8 Курс в Мудл "Общая и возрастная психология" Я.К. Смирнова portal.edu.asu.ru
Э9 Курс в Мудл "Общая и возрастная психология" Т.Г. Волкова portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения компетенций при изучении, закреплении знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в рамках программного материала дисциплины (курса, модуля) студентам заочной формы обучения рекомендуется организовать самостоятельную работу:
1.Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение теоретического (лекционного) материала и материала учебников и учебных пособий.
2.Анализ теоретической информации по вопросам, заданиям к аттестации по дисциплине. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах; в том числе с составлением структурно-логических схем, систематических таблиц, опорного (план-) конспекта и т.п.

Методические рекомендации подготовки самостоятельной работы (практическое, семинарское занятие, коллоквиум):
При подготовке письменной работы (реферата, доклада, эссе ...) учитывается качество, как самой работы, так и её устной защиты, представления. К письменной работе (реферату) предъявляются следующие требования:
1.Корректность сформулированных целей и задач работы и соответствие им содержания работы.
2.Самостоятельность подхода автора к раскрытию темы, в том числе формулировка и обоснование собственного подхода к решению исследовательских проблем.
3.Логичность и структурированность изложения материала, включая качество введения и заключения, связь и преемственность между частями работы, между теоретическими и практическими аспектами исследования.
4.Качество проведенного анализа и умение пользоваться методами научного исследования, включая качество анализа имеющихся в литературе подходов к исследованию рассматриваемых проблем.
5.Правильность формулировок, точность определений, грамотность изложения.
6.Корректность использования источников, в том числе соблюдение правил составления списка литературы, актуальность источников, использование источников на иностранных языках.
7.Соответствие оформления реферата установленным требованиям, аккуратность оформления, отсутствие в тексте орфографических и грамматических ошибок (особенно при использовании специальной терминологии).
8.Соответствие работы стандартам профессиональной этики.


Методические рекомендации подготовки к тестированию
Тестирование в учебном процессе используется в целях текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
Оценочные материалы содержат вопросы по материалу всего курса (промежуточная аттестация) или части курса (текущая аттестация) и носят компетентностно-ориентированный характер.
В целях подготовки к текущей/промежуточной аттестации, студенту следует просмотреть все имеющиеся и рекомендуемые материалы, представленные в печатном или электронном виде. Если какая-либо тема вызывает затруднения при самостоятельном изучении, необходимо вынести ее обсуждение на занятии/консультации, предварительно сообщив об этом преподавателю.
Выполнение тестовых заданий позволяет оценить уровень знаний студентов и выявить возможные пробелы. Большое количество допущенных ошибок (более 50%) свидетельствует о недостаточно полном усвоении материала.