МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биотехнология для медицины
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильКвантовые технологии, компьютерный наноинжиниринг и физикохимия материалов. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 6
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 18 12 18
Практические 20 18 20 18
Сам. работа 76 72 76 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент Тихомирова Л.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Биотехнология для медицины

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание общих закономерностей протекания морфогенеза растений в культуре in vitro и особенностей культивирования клеток и тканей на искусственных питательных средах с целью разработки основ технологий микроклонального размножения и оздоровления растений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2: Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ПК-1: Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Историю метода, способы и области применения культуры клеток и тканей растений. Особенности микроклонального размножение, его достоинства и недостатки, методы микроклонального размножения растений. Способы получение безвирусных растений и криоконсервации культивируемых клеток как метода сохранения генофонда.Иметь представление об основных технологических этапах микроразмножения растений, а также о современных тенденциях в области получения растительной массы,как возобновляемого источника лекарственного сырья - альтернативу природным запасам объектов фармацевтических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Делать предположения о протекании морфогенеза в культуре ткани в зависимости от состава питательных сред и этапов культивирования растительного объекта. Использовать полученные теоретические знания в оптимизации процессов микроразмножения и оздоравливания объекта исследования; использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в курсовой и выпускной (квалификационной) работе специалиста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методами клонального микроразмножения и оздоровления растений. Обладать навыками приготовления питательных сред, стерилизации растительных объектов, работы в ламинарбоксе и в зале гидропонных установок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биотехнология, как наука
1.1. Биотехнология как наука. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на 2012-2020 гг. Лекции 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Практическая работа 1 Современная биотехнология растений, как наука и отрасль производства. Принципы культивирования клеток и тканей высших растений Практические 4 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3
1.3. Практическая работа 2 Структура Отдела биотехнологии растений Практические 4 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3
1.4. Биотехнология, как наука Сам. работа 4 18 ОПК-2 Л1.3
Раздел 2. Культивирование клеток и тканей растений
2.1. Культивирование клеток и тканей растений Лекции 4 6 ОПК-2 Л1.3
2.2. Практическая работа 3 Типы культур клеток и тканей растений Практические 4 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.3
2.3. Практическая работа 4 Биотехнологии на основе культивируемых клеток и тканей растений Практические 4 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.4. Практическая работа 5 Культура изолированных клеток и тканей в селекции и генной инженерии Практические 4 2 ОПК-2 Л1.3
2.5. Культивирование клеток и тканей растений Сам. работа 4 18 ОПК-2 Л1.3
Раздел 3. Клональное микроразмножение и оздоровление растений
3.1. Микроклональное размножение и сохранение растений Лекции 4 4 ОПК-2 Л1.3
3.2. Практическая работа 6 Основные методы регенерации растений in vitro Практические 4 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3
3.3. Клональное микроразмножение и оздоровление растений Сам. работа 4 18 ОПК-2 Л1.3
Раздел 4. Морфогенез растений в культуре in vitro
4.1. Практическая работа 7 Факторы, влияющие на процессы регенерации Практические 4 2 ОПК-2 Л1.3
4.2. Методы изучения морфогенеза. Особенности протекания морфогенеза в культуре ткани. Этапы морфогенеза. Гистологический анализ как метод изучения морфогенеза на тканевом уровне. Морфогенез ириса в культуре ткани. Лекции 4 4 ОПК-2 Л1.3
4.3. Практическая работа 8 Методы гистологии в изучении морфогенеза растений in vitro Практические 4 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.3
4.4. Морфогенез растений в культуре in vitro Сам. работа 4 18 ОПК-2 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Смотри в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тихомирова,Л.И Биотехнология растений: опорный конспект лекций: учеб.пособие: АлтГУ.-Барнаул:Изд-воАлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/103
Л1.2 Л.И. Тихомирова Биотехнология растений. Практикум : учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/139
Л1.3 Л.И. Тихомирова Биотехнология растений: Хрестоматия Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/140
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. В. Назаренко, Ю. И. Долгих, Н. В. Загоскина, Г. Н. Ралдугина Биотехнология растений : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт — 161 с, 2018 www.biblio-online.ru/book/B3DC4224-578D-4359-AC7E-5A2AF2AE581C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle «Медицинские биотехнологии» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4570
Э2 Курсы в Moodle "Биотехнология растений" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3302
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
007К учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.