МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы рекомбинантных технологий
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 24 18 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 26 18 26 18
Сам. работа 109 111 109 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы рекомбинантных технологий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся базовых знаний об основных закономерностях и современных достижениях генетики, геномики и протеомики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности
ПК-9: владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы создания гибридных объектов методами генной инженерии;
- современные характеристики и функции генома и протеома;
- принципы современной генетической и клеточной инженерии;
- направления развития клеточной инженерии
;
- условия формирования клеточных культур растений
.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать принципы генной инженерии в биотехнологии;
- демонстрировать базовые представления по биотехнологии, геномике и протеомике, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований
.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами биотехнологии;
- методами генноинженерных технологий создания и использования генетически модифицированных микроорганизмов, растений и животных;
- методами культивирования клеток и тканей растений
.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биоинженерия 21 века, как инженерия комплексных систем.
1.1. Биоинженерия 21 века, как инженерия комплексных систем. Лекции 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Биоинженерия 21 века, как инженерия комплексных систем. Практические 8 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Основы протеомики Практические 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование Интернета.Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре Сам. работа 8 30 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Генная инженерия и ее инструменты
2.1. Инструменты генетической инженерии Лекции 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Векторные системы, применяемые для клонирования в клетках прокариот и эукариот Лекции 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Генно-инженерная фармакология Лекции 8 6 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Генная инженерия и ее инструменты Практические 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Молекулярная диагностика и современные проблемы белковой инженерии Практические 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование Интернета.Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре Сам. работа 8 30 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Основы клеточной инженерии
3.1. Клеточная инженерия растений Лекции 8 6 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Клеточная инженерия растений Практические 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Экспрессия чужеродной генетической информации Лабораторные 8 12 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Создание трансгенных растений Лабораторные 8 12 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Методы синтезирования в растения чужеродных белков медицинского назначения Лабораторные 8 12 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.6. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование Интернета.Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, подготовка к лабораторным работам Сам. работа 8 51 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.В. Цымбаленко Биотехнология : учебное пособие СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428265
Л1.2 А.С. Сироткин, В.Б. Жукова Теоретические основы биотехнологии : учебно-методическое пособие Казань : КГТУ, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270560
Л1.3 . П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3201
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щелкунов, С.Н. Генетическая инженерия : Новосибирск : Сибирское университетское издательство - 514 с., 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57527
Л2.2 Р. Шмид ; под ред. Т.П. Мосоловой, А.А. Синюшина ; пер. с нем. А.А. Виноградова, А.А. Синюшин. Наглядная биотехнология и генетическая инженерия=Taschenatlas der Biotechnologie und Gentechnik : Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний - 327 с. , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362835(02.02.2018)
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы рекомбинантных технологий https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8210
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
007К учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.