Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология и нутрициология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ_нутр-1- 2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Практикум по физиологии человека и животных» являются формирование представлений об основных методах физиологического эксперимента; освоение навыков практической работы на лабораторном и приборном оборудовании, сбор и анализ физиологических показателей, важных для понимания механизмов работы организма. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ОПК-4 | способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | физиологические методы исследований; методы статистического анализа; методологию научных физиологических исследований биологических объектов; знать основные методы исследования функционирования организма; современные методы исследования и современную аппаратуру для иссследования функций организма; знать методику работы на современной аппаратуре; современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами и современной аппаратурой в лабораторных условиях; методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды; устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях; методы анализа получаемой информации с использованием современного оборудования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с научной литературой; проводить лабораторные, биологические исследования; правильно оформлять результаты работы; работать с аппаратурой; интерпретировать полученные данные; применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектамии, современной аппаратурой в лабораторных условиях; пользоваться оборудованием, применяемым в биологических исследованиях; проводить исследования индивидуально или в составе группы; выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации, полевого материала. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с лабораторным оборудованием и компьютерными программами по обработке полученных данных; статистическими методами анализа; навыками использования физиологического оборудования; знаниями по анализу и интерпретации полученных результатов; владения навыками для самостоятельного планирования эксперемента; современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях с помощью современной аппаратуры; навыками оценки состояния изучакмых объектов; методами сбора и обработки первичной научной информации; навыками применения основных средств лабораторного изучения биологических объектов и систем; навыками представления полученных результатов, подготовки отчетов, публикаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Функциональное тестирование в физиологии. Методы исследования состояния сердечно-сосудистой системы. | ||||||
1.1. | Исследование перестроек частоты сердечных сокращений человека при функциональной нагрузке. Частота сердечных сокращений как косвенный метод оценки физической работоспособности. Стэп-эргометрия. Вариационная пульсометрия. Оценка вегетативного статуса человека и реакции системы кислороообеспечения на ортопробу, основанная на анализе кардиоритма. Корреляционная ритмография-скаттерография. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
1.2. | Косвенные методы оценки гемодинамики. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 2. Методы исследования системы крови | ||||||
2.1. | Наблюдение буферных свойств сыворотки крови. Приготовление мазка крови. Определение лейкоцитарной формулы. | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
2.2. | Методы исследования сосудисто-тромбоцитарного гемостазасистемы крови | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 3. Функциональное тестирование в физиологии. Исследование состояния дыхательной системы. | ||||||
3.1. | Оценка параметров внешнего дыхания по данным капнографии. Оценка системы внешнего дыхания с помощью нагрузочной пробы Туло. Оценка влияния пробы произвольной гипервентиляции на систему внешнего дыхания. Оценка произвольного порогового апноэ. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
3.2. | Процессы дыхания, лежащие в основе капнографии. Диагностическая значимость капнографических показателей. | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 4. Исследование взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем при нагрузках. | ||||||
4.1. | Исследование особенностей адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем к гипоксической нагрузке. Исследование особенностей адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физической нагрузке. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
4.2. | Интегральные показатели работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 5. Функциональное тестирование в физиологии. Методы оченки состояния теплообмена и терморегуляции. | ||||||
5.1. | Изменение температуры тела в условиях охлаждения и нагревания. Роль кровообращения в поддержании температуры различных участков тела. Холодовая температурная проба. | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
5.2. | Теоретические основы калориметрии как способа оценки обмена веществ | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 6. Функциональное тестирование в физиологии. Методы исследования влдияния факторов среды на функциональное состояние человека | ||||||
6.1. | Исследование влияния абиотических факторов среды на состояние человека. Построение профиля экологического реагирования на действие факторов среды. | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л2.1 |
6.2. | Физиологичесие основы метеотропности человечкеского организма. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 7. Функциональное тестированире в физиологии. Методы исследования ВНД | ||||||
7.1. | Оценка эмоциональных реакций человека по КГР Одновременная регистрация основных электрофизиологических показателей Влияние цели на результат деятельности. Влияние обстановочной афференции на результат деятельности. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности. Ощущение, восприятие, внимание как проявления ВНД. Исследование переключения внимания с помощью бело-черной таблицы Горбовского. Оценка устойчивости внимания с помощью цифровых таблиц Шульте. Методика определения кратковременной памяти. Методика «Образная память». Объем кратковременной памяти. Непроизвольная память. Зависимость запоминания от установки личности. Осмысленность восприятия в запоминании. Методика «оперативная память» Опыт «Прием информации». Мышление, как проявление ВНД. Изучение образов восприятия и представления. Слуховые иллюзии. Пространственные иллюзии. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
7.2. | Общая характеристика методов исследования высшей нервной деятельности человека | Сам. работа | 1 | 26 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 8. Функциональное тестирование в физиологии. Методы исследования анализаторов | ||||||
8.1. | Специфичность анализаторов. Раздражение периферического конца анализатора неадекватными раздражителями. Хронаксиметрия анализаторов (сенсорная хронаксия). Определение порогов различения. Измерение интервалов функциональных сдвигов в анализаторах человека. Ритмическое раздражение анализаторов. Функциональная подвижность анализаторов. Кожно-гальванический рефлекс как показатель сдвигов в системе анализатора. Исследование век, конъюнктивы и глазного яблока при боковом (фокальном) освещении. Экзофтальмометрия.Определение горизонтального размера роговицы и цвета глаз. Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Исследование зрачков и зрачковых реакций. Алгезиметрия (исследование тактильной чувствительности роговицы). Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Определение остроты зрения (визометрия). Исследование характера зрения при двух открытых глазах (бинокулометрия). Исследование периферического зрения. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
8.2. | Общие принципы работы анализаторов. Особенности зрительного, слухового восприятия | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 9. Функциональное тестирование в физиологии. Электроэнцефалографические методы | ||||||
9.1. | Оценка функционального состояния головного мозга по ЭЭГ Исследование изменений ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека Эмоциональные корреляты ЭЭГ ЭЭГ и мышление | Лабораторные | 1 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
9.2. | Теоретические основы электроэнцефалографии | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ноздрачев А.Д. | Большой практикум по физиологии человека и животных: учеб. пособие | М. : Академия, 2007 | 33 |
Л1.2 | Томилова И.Н. | Большой практикум по физиологии человека: учебное пособие | Алт. ун-та, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/512 |
Л1.3 | Воронина, Инна Юрьевна. | Большой практикум по физиологии человека (физиология анализаторов): учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/392 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Джебраилова Т.Д., Киселев И.И., Умрюхин П.Е. | Нормальная физиология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2015 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Сапего А. В. | Практикум по физиологии человека: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | О. И. Федорова | Хроноструктура физиологических функций при адаптации человека к климатоконтрастным условиям среды [Электронный ресурс]: монография | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л2.4 | И. Ю. Воронина | Физиология трудовых процессов: [учеб. пособие] | Изд-во АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л2.5 | Брин В.Б., Захаров Ю.М., Мазинг Ю.А., Недоспасов В.О., Пятин В.Ф., Ткаченко Б.И. | Нормальная физиология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Киселев В.Д.,Томилова И.Н., Плешкова Н.В. | Лабораторный практикум по физиологии человека: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2009 | 51 |
Л3.2 | Филатова О.В., Томилова И.Н | Физиологическая антропология: метод. указания | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | 2 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) | elibrary.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | www.scopus.com | ||
Э4 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Научная электронная библиотека «Киберленинка»http://cyberleninka.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Практикум по физиологии» Дисциплина «Практикум по физиологии» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельную работу. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. Методические рекомендации по подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля. Устный опрос проводится на лабораторном занятии, непосредственно перед выполнением лабораторных работ. При подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля необходимо: - внимательно ознакомиться с тематикой лабораторного занятия; - изучить рекомендованную литературу; - составить краткий план ответа на каждый вопрос; - проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки; Методические рекомендации по подготовке рефератов. Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем. Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения. Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с.Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников. Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий. Методические рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным работам Лабораторные занятия являются основным видом учебных занятий и позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. На лабораторных занятиях осуществляются следующие формы работ со студентами: индивидуальная (оценка знаний, выполненных тестовых заданий, проверка рабочих тетрадей); групповая (выполнение заданий малыми группами по 2-4 человека); фронтальная (подведение итогов выполнения лабораторных работ, подведение итогов выполнения теста). Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям. Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь. Тестовые задания выполняются на специальных бланках, выдаваемых преподавателем индивидуально. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы и/или практического задания, необходимый раздаточный материал. Структура лабораторного занятия 1. Объявление темы, цели и задач занятия. 2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию. 3. Выполнение лабораторной работы и/или практических задач. 4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов). 5. Проверка лабораторных тетрадей. В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится устный опрос, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы или практического. Индивидуальный контроль осуществляется в форме тестов. После написания теста его вопросы проговариваются еще раз, и на них даются правильные ответы. Тесты проверяются во внеучебное время. Лабораторная работа или практические задания выполняются в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе. Лабораторный отчет оформляется по следующей схеме: Дата Тема занятия Номер лабораторной работы (задания) Цель и задачи лабораторной работы (задания) Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.) Выводы в соответствии с целью и задачами. Методические рекомендации по подготовке к зачету. К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут. Студентам рекомендуется: 1. готовиться к зачету в группе (два-три человека); 2. внимательно прочитать вопросы к зачету 3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала; 4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным. Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено». |