МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский практикум по физиологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология и нутрициология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ_нутр-1- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. биол. наук, доцент, Томилова И.Н.;канд. биол. наук, Доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
доктор. биол. наук, профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский практикум по физиологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Практикум по физиологии человека и животных» являются формирование представлений об основных методах физиологического эксперимента; освоение навыков практической работы на лабораторном и приборном оборудовании, сбор и анализ физиологических показателей, важных для понимания механизмов работы организма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов
ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.физиологические методы исследований; методы статистического анализа; методологию научных физиологических исследований биологических объектов; знать основные методы исследования функционирования организма; современные методы исследования и современную аппаратуру для иссследования функций организма; знать методику работы на современной аппаратуре; современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами и современной аппаратурой в лабораторных условиях; методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды; устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях; методы анализа получаемой информации с использованием современного оборудования.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с научной литературой; проводить лабораторные, биологические исследования; правильно оформлять результаты работы; работать с аппаратурой; интерпретировать полученные данные; применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектамии, современной аппаратурой в лабораторных условиях; пользоваться оборудованием, применяемым в биологических исследованиях; проводить исследования индивидуально или в составе группы; выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации, полевого материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с лабораторным оборудованием и компьютерными программами по обработке полученных данных; статистическими методами анализа; навыками использования физиологического оборудования; знаниями по анализу и интерпретации полученных результатов; владения навыками для самостоятельного планирования эксперемента; современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях с помощью современной аппаратуры; навыками оценки состояния изучакмых объектов; методами сбора и обработки первичной научной информации; навыками применения основных средств лабораторного изучения биологических объектов и систем; навыками представления полученных результатов, подготовки отчетов, публикаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Функциональное тестирование в физиологии. Методы исследования состояния сердечно-сосудистой системы.
1.1. Исследование перестроек частоты сердечных сокращений человека при функциональной нагрузке. Частота сердечных сокращений как косвенный метод оценки физической работоспособности. Стэп-эргометрия. Вариационная пульсометрия. Оценка вегетативного статуса человека и реакции системы кислороообеспечения на ортопробу, основанная на анализе кардиоритма. Корреляционная ритмография-скаттерография. Лабораторные 1 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2
1.2. Косвенные методы оценки гемодинамики. Сам. работа 1 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Методы исследования системы крови
2.1. Наблюдение буферных свойств сыворотки крови. Приготовление мазка крови. Определение лейкоцитарной формулы. Лабораторные 1 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
2.2. Методы исследования сосудисто-тромбоцитарного гемостазасистемы крови Сам. работа 1 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 3. Функциональное тестирование в физиологии. Исследование состояния дыхательной системы.
3.1. Оценка параметров внешнего дыхания по данным капнографии. Оценка системы внешнего дыхания с помощью нагрузочной пробы Туло. Оценка влияния пробы произвольной гипервентиляции на систему внешнего дыхания. Оценка произвольного порогового апноэ. Лабораторные 1 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2
3.2. Процессы дыхания, лежащие в основе капнографии. Диагностическая значимость капнографических показателей. Сам. работа 1 5 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 4. Исследование взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем при нагрузках.
4.1. Исследование особенностей адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем к гипоксической нагрузке. Исследование особенностей адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физической нагрузке. Лабораторные 1 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
4.2. Интегральные показатели работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сам. работа 1 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 5. Функциональное тестирование в физиологии. Методы оченки состояния теплообмена и терморегуляции.
5.1. Изменение температуры тела в условиях охлаждения и нагревания. Роль кровообращения в поддержании температуры различных участков тела. Холодовая температурная проба. Лабораторные 1 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
5.2. Теоретические основы калориметрии как способа оценки обмена веществ Сам. работа 1 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 6. Функциональное тестирование в физиологии. Методы исследования влдияния факторов среды на функциональное состояние человека
6.1. Исследование влияния абиотических факторов среды на состояние человека. Построение профиля экологического реагирования на действие факторов среды. Лабораторные 1 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л2.1
6.2. Физиологичесие основы метеотропности человечкеского организма. Сам. работа 1 8 ОПК-4, ПК-3 Л3.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 7. Функциональное тестированире в физиологии. Методы исследования ВНД
7.1. Оценка эмоциональных реакций человека по КГР Одновременная регистрация основных электрофизиологических показателей Влияние цели на результат деятельности. Влияние обстановочной афференции на результат деятельности. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности. Ощущение, восприятие, внимание как проявления ВНД. Исследование переключения внимания с помощью бело-черной таблицы Горбовского. Оценка устойчивости внимания с помощью цифровых таблиц Шульте. Методика определения кратковременной памяти. Методика «Образная память». Объем кратковременной памяти. Непроизвольная память. Зависимость запоминания от установки личности. Осмысленность восприятия в запоминании. Методика «оперативная память» Опыт «Прием информации». Мышление, как проявление ВНД. Изучение образов восприятия и представления. Слуховые иллюзии. Пространственные иллюзии. Лабораторные 1 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
7.2. Общая характеристика методов исследования высшей нервной деятельности человека Сам. работа 1 26 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 8. Функциональное тестирование в физиологии. Методы исследования анализаторов
8.1. Специфичность анализаторов. Раздражение периферического конца анализатора неадекватными раздражителями. Хронаксиметрия анализаторов (сенсорная хронаксия). Определение порогов различения. Измерение интервалов функциональных сдвигов в анализаторах человека. Ритмическое раздражение анализаторов. Функциональная подвижность анализаторов. Кожно-гальванический рефлекс как показатель сдвигов в системе анализатора. Исследование век, конъюнктивы и глазного яблока при боковом (фокальном) освещении. Экзофтальмометрия.Определение горизонтального размера роговицы и цвета глаз. Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Исследование зрачков и зрачковых реакций. Алгезиметрия (исследование тактильной чувствительности роговицы). Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Определение остроты зрения (визометрия). Исследование характера зрения при двух открытых глазах (бинокулометрия). Исследование периферического зрения. Лабораторные 1 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л2.5, Л2.2
8.2. Общие принципы работы анализаторов. Особенности зрительного, слухового восприятия Сам. работа 1 5 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 9. Функциональное тестирование в физиологии. Электроэнцефалографические методы
9.1. Оценка функционального состояния головного мозга по ЭЭГ Исследование изменений ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека Эмоциональные корреляты ЭЭГ ЭЭГ и мышление Лабораторные 1 6 Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
9.2. Теоретические основы электроэнцефалографии Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ноздрачев А.Д. Большой практикум по физиологии человека и животных: учеб. пособие М. : Академия, 2007 33
Л1.2 Томилова И.Н. Большой практикум по физиологии человека: учебное пособие Алт. ун-та, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/512
Л1.3 Воронина, Инна Юрьевна. Большой практикум по физиологии человека (физиология анализаторов): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/392
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Джебраилова Т.Д., Киселев И.И., Умрюхин П.Е. Нормальная физиология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Сапего А. В. Практикум по физиологии человека: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 О. И. Федорова Хроноструктура физиологических функций при адаптации человека к климатоконтрастным условиям среды [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.4 И. Ю. Воронина Физиология трудовых процессов: [учеб. пособие] Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.5 Брин В.Б., Захаров Ю.М., Мазинг Ю.А., Недоспасов В.О., Пятин В.Ф., Ткаченко Б.И. Нормальная физиология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселев В.Д.,Томилова И.Н., Плешкова Н.В. Лабораторный практикум по физиологии человека: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2009 51
Л3.2 Филатова О.В., Томилова И.Н Физиологическая антропология: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) elibrary.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) www.scopus.com
Э4 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Научная электронная библиотека «Киберленинка»http://cyberleninka.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Практикум по физиологии»
Дисциплина «Практикум по физиологии» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации по подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля.
Устный опрос проводится на лабораторном занятии, непосредственно перед выполнением лабораторных работ.
При подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой лабораторного занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;

Методические рекомендации по подготовке рефератов.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с.Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.

Методические рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным работам
Лабораторные занятия являются основным видом учебных занятий и позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
На лабораторных занятиях осуществляются следующие формы работ со студентами: индивидуальная (оценка знаний, выполненных тестовых заданий, проверка рабочих тетрадей); групповая (выполнение заданий малыми группами по 2-4 человека); фронтальная (подведение итогов выполнения лабораторных работ, подведение итогов выполнения теста).
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь. Тестовые задания выполняются на специальных бланках, выдаваемых преподавателем индивидуально. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы и/или практического задания, необходимый раздаточный материал.
Структура лабораторного занятия
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы и/или практических задач.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка лабораторных тетрадей.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения.
По теме занятия проводится устный опрос, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы или практического.
Индивидуальный контроль осуществляется в форме тестов. После написания теста его вопросы проговариваются еще раз, и на них даются правильные ответы. Тесты проверяются во внеучебное время.
Лабораторная работа или практические задания выполняются в соответствии с методическими указаниями.
Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе.
Лабораторный отчет оформляется по следующей схеме:
Дата
Тема занятия
Номер лабораторной работы (задания)
Цель и задачи лабораторной работы (задания)
Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.)
Выводы в соответствии с целью и задачами.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется:
1. готовиться к зачету в группе (два-три человека);
2. внимательно прочитать вопросы к зачету
3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;
4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным.
Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».