Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Обеспечить комплексное представление о педагоге-психологе, как специалисте ориентированном на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей и подростков группы риска. Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие: • выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы; • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося; • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи); • психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации; • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.51 |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выявлять психологические трудности детей группы риска. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методами диагностики, консультирования и профилактической работы с детьми и подростками группы риска. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам группы риска. | ||||||
1.1. | Роль психолога в системе сопровождения детей группы риска | Лекции | 6 | 2 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в г. Барнауле | Практические | 6 | 2 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Особенности психолого-педагогического сопровождения детей - жертв насилия | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Оказание психологической помощи детям-жертвам насилия | Лекции | 6 | 2 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Виды диагностика, профилактикажестокого обращения с детьми и подростками. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Психолого-педагогическая помощь детям, имеющих отклонения в поведении | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Определение проблем детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми | Практические | 6 | 2 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Делинквентное и девиантное поведение детей и подростков | Лекции | 6 | 2 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с делинквентным поведением | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Работа с семьей подростка - делинквента, как необходимая составляющая социализации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Сопровождение детей, оказавшихся в экстремальных условиях. | Практические | 6 | 2 | ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.16. | Сопровождение детей, оказавшихся в экстремальных условиях. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Характеристика стадии развития ПТСР | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Организация психокоррекционной помощи лицам с посттравматическими стрессовыми расстройствами | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.19. | Организация психокоррекционной помощи лицам с посттравматическими стрессовыми расстройствами | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.20. | Психологическая помощь детям, жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.21. | Психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.22. | Особенности социально-эмоционального развития детей-сирот | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.2, Л2.1 |
1.23. | Основные подходы к организации деятельности служб и центров сопровождения | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.24. | Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.25. | Особенности социально-эмоционального развития детей-сирот | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.26. | Сопровождение детей из малоимущих семей | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.27. | Психолого-педагогическая помощь поддержка детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.28. | Технология разработки программы сопровождения детей и подростков группы риска | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.29. | Технология разработки программы сопровождения детей и подростков группы риска | Лекции | 6 | 2 | ПК-11, ПСК-4.1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.30. | Итоговя аттестация по курсу | Экзамен | 6 | 27 | ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Линде Н.Д. | Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.2 | Ковальчук М.А. | Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие | ВЛАДОС, 2010 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Психолого-педагогический практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | СКФУ, 2015 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | курс в Moodle "Педагог -психолог в системе сопровождения детей и подростков группы риска" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. |