МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков групп риска

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Тарший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав.кафедой, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Педагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков групп риска

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечить комплексное представление о педагоге-психологе, как специалисте ориентированном на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей и подростков группы риска.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:
• выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
• содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
• помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
• предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
• психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
• профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
• работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.58

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять психологические трудности детей группы риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами диагностики, консультирования и профилактической работы с детьми и подростками группы риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам группы риска.
1.1. Роль психолога в системе сопровождения детей группы риска.Особенности психолого-педагогического сопровождения детей - жертв насилия. Оказание психологической помощи детям-жертвам насилия Лекции 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в г. Барнауле Сам. работа 4 2 ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Виды диагностика, профилактикажестокого обращения с детьми и подростками. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Определение проблем детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Делинквентное и девиантное поведение детей и подростков Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением Сам. работа 4 6 ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с делинквентным поведением. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением. Работа с семьей подростка - делинквента, как необходимая составляющая социализации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы Практические 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Сопровождение детей, оказавшихся в экстремальных условиях. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Сопровождение детей, оказавшихся в экстремальных условиях. Сам. работа 4 6 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Характеристика стадии развития ПТСР Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Организация психокоррекционной помощи лицам с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Организация психокоррекционной помощи лицам с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Психологическая помощь детям, жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Технология разработки программы сопровождения детей и подростков группы риска. Психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей Практические 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Особенности социально-эмоционального развития детей-сирот Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1
1.18. Основные подходы к организации деятельности служб и центров сопровождения Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Особенности социально-эмоционального развития детей-сирот Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Сопровождение детей из малоимущих семей Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Психолого-педагогическая помощь поддержка детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям Сам. работа 4 7 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Технология разработки программы сопровождения детей и подростков группы риска Сам. работа 4 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Итоговя аттестация по курсу Экзамен 4 9 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Психолого-педагогический практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 курс в Moodle "Педагог -психолог в системе сопровождения детей и подростков группы риска" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.