МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков групп риска

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Тарший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав.кафедой, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Педагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков групп риска

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечить комплексное представление о педагоге-психологе, как специалисте ориентированном на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей и подростков группы риска.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:
• выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
• содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
• помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
• предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
• психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
• профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
• работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.58

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять психологические трудности детей группы риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами диагностики, консультирования и профилактической работы с детьми и подростками группы риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам группы риска.
1.1. Роль психолога в системе сопровождения детей группы риска.Особенности психолого-педагогического сопровождения детей - жертв насилия. Оказание психологической помощи детям-жертвам насилия Лекции 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в г. Барнауле Сам. работа 4 2 ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Виды диагностика, профилактикажестокого обращения с детьми и подростками. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Определение проблем детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Делинквентное и девиантное поведение детей и подростков Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением Сам. работа 4 6 ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с делинквентным поведением. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением. Работа с семьей подростка - делинквента, как необходимая составляющая социализации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы Практические 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Сопровождение детей, оказавшихся в экстремальных условиях. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Сопровождение детей, оказавшихся в экстремальных условиях. Сам. работа 4 6 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Характеристика стадии развития ПТСР Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Организация психокоррекционной помощи лицам с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Организация психокоррекционной помощи лицам с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Психологическая помощь детям, жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Технология разработки программы сопровождения детей и подростков группы риска. Психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей Практические 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Особенности социально-эмоционального развития детей-сирот Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1
1.18. Основные подходы к организации деятельности служб и центров сопровождения Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Особенности социально-эмоционального развития детей-сирот Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Сопровождение детей из малоимущих семей Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Психолого-педагогическая помощь поддержка детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям Сам. работа 4 7 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Технология разработки программы сопровождения детей и подростков группы риска Сам. работа 4 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Итоговя аттестация по курсу Экзамен 4 9 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Психолого-педагогический практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 курс в Moodle "Педагог -психолог в системе сопровождения детей и подростков группы риска" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.