МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегии успешной исследовательской коммуникации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_ЦМА-1-2020
Часов по учебному плану 106
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 106 106 106 106

Программу составил(и):
д.с.н., Препод., Черепанова М.И.;д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
д.с..н., Препод., Попов Е.А.;к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Стратегии успешной исследовательской коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: изучение теоретических и методологических оснований как базы для современных коммуникативных технологий в практике исследовательской деятельности. Определение содержания и сущности коммуникаций в организации и проведения научной работы; изучение основных особенностей вербальных коммуникаций и их специфики в различных контекстах; обучение основам коммуникативного тренинга в процессе организации и планирования научного исследования в различных учреждениях; освоение практических технологий и методики социально-психологического сопровождения личности в организации в контексте эффективных коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1.1: Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
УК-1.2: Определяет пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению;
УК-1.3: Критически оценивает надежность источников информации, работает с противоречивой информацией из разных источников.
УК-1.4: Разрабатывает и содержательно аргументирует стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарных подходов
УК-1.5: Строит сценарии реализации стратегии, определяя возможные риски и предлагая пути их устранения
ОПК-1.1: Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования;
ОПК-1.2: Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных;
ОПК-1.3: Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных;
ОПК-1.4: Создает и поддерживает нормативно-методическую и информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;
ОПК-1.5: Устанавливает правила, регламентирующие порядок и условия доступа к социологической информации и контролирует их выполнение
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основания современных коммуникативных технологий в практике социальной работы с молодежью.
Содержание и сущность коммуникаций в организации
все специальные области социологического изучения коммуникаций в организации, специфику самообразования в профессии;
эффективные коммуникативные технологии в планировании и организации молодежных коллективов.
Необходимую специфику выработки организационных решений в молодежной среде по сбору и классификации необходимой информации
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно использовать вербальные и невербальные способы коммуникаций, учитывая их специфику в различных организациях; Обучать разные группы молодежи основам коммуникативного тренинга в организации;
Проводить разнообразные тренинги коммуникаций в организации;
Планировать деятельность по оптимизации общения в различных учреждениях
Основные коммуникативные технологии на русском и иностранном языках для постоянного профессионального само продвижения;
проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации, формирования профессиональных коллективов и команд
использовать теоретические знания для эффективного сбора и классификации разных видов информации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки быстрого и гибкого освоения практических технологий и методики социально-психологического сопровождения личности в организации в контексте эффективных коммуникаций; анализом механизмов регулирования межличностных и межкультурных коммуникаций в контексте своего профессионального роста.
Организации молодежных мероприятий, владеет эффективными технологиями тим - билдинга.
Набором необходимых навыков для высокоэффективной работы с разнообразной научной информацией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. й в органиазции
1.1. Искусство воздействия на личность и коллективв процессе организации научного исследования Лекции 2 4 УК-1.1, УК-1.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Многозначность и полифункциональность коммуникаций в организации. Сам. работа 2 20 УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Микроструктурный анализ коммуникаций в организации Сам. работа 2 6 ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Коммуникативный тренинг Практические 2 6 ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций Сам. работа 2 20 ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Конфликт в организации Сам. работа 2 20 ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Технологии и техники эффективного делового общения Сам. работа 2 20 ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Этика деловых отношений Сам. работа 2 6 ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Зачет 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету
1. Коммуникации в организации как междисциплинарная область научного знания.
2. Общенаучная характеристика коммуникативной деятельности.
3. Краткая история становления психологии коммуникаций.
4. Предмет, задачи, структура предмета коммуникации в организации.
5. Методы исследования в психологии коммуникаций.
6. Коммуникации как многоаспектный феномен.
7. Основные видоизменения коммуникаций в современном мире.
8. Сущность коммуникаций в организации.
9. Функции коммуникативного процесса.
10. Классификация коммуникативных процессов.
11. Возрастание значимости коммуникаций в жизни современного общества.
12. Сущность коммуникативной компетентности.
13. Полифункциональность коммуникативной деятельности.
14. Роль мимических и пантомимических аспектов коммуникаций.
15. Паравербальные характеристики общения.
16. Темпоритмические особенности общения.
17. Пространственный рисунок общения.
18. Сущность «impression manadgement»
19. Роль «этикедных кодов» в общении.
20. Суть коммуникативного зеркала.
21. Аутокоммуникативное поведение.
22. Взаимодействие вербального и невербального общения.
23. Коммуникативное пространство.
24. Физиогномические стереотипы как барьеры общения.
25. Паралингвистические характеристики общения.
26. Особенности вербальных коммуникаций в организации.
27. Алгоритм публичного выступления.
28. Правила публичных выступлений.
29. Инструменты управления вниманием.
30. Законы ораторского искусства.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
темы рефератов
1. На стыке каких наук развивается курс коммуникации в организации?
2. Дайте определение понятий «коммуникации», «коллектив».
3. Что такое «коммуникативный процесс».
4. Раскройте сущность понятий: «коммуникативное зеркало», «аутокоммуникации», «паравербальные характеристики общения».
5. Назовите исторические этапы развития социальной психологии.
6. Выделите основные направления исследований коммуникаций в социальной психологии.
7. Назовите основные микроструктурные элементы коммуникаций.
8. Определите принципы отношений субъектов коммуникаций в организации.
9. Укажите основные барьеры коммуникативного взаимодействия.
10. Раскройте специфику профессиональных (производственных) коммуникаций.
11. Осуществите анализ основных коммуникативных технологий воздействия на личность.
12. Составьте список психологических
- методик и тестов;
- игр и упражнений;
- тренинговых занятий, используемых в психологии общения.
13. Что отличает эффективные коммуникации от неэффективных?
14. Какие пантомимические особенности коммуникаций обеспечивают предрасположенность человека к человеку во время коммуникаций?
15. Каковы составляющие микроструктурного анализа коммуникаций?
16. Какие основные факторы влияют на конфликтную ситуацию?
17. Что определяет эффективное решение конфликта в организации (критерии)?
18. Какие требования предъявляются к управленческому труду в организации?
19. Что выступает в качестве индивидуально-психологических детерминант успешного руководителя?
20. Какие функции реализует конфликт в организации?
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/FA9A14C4-7F46-4501-9F67-820333CA7155
Л1.2 Таратухина Ю.В. - Отв. ред., Безус С.Н. - Отв. ред. ТЕОРИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/38FEC208-90B2-4A5C-80D3-D345F8F29F7F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 https://e.lanbook.com/book/93436
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Стратегии успешной исследовательской коммуникации https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7667
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.