Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование базовых знаний и умений в области практической психологии по формированию психологической устойчивости личности. Формирование знаний и обучение практическим навыкам в области обеспечения психологической устойчивости личности и способов ее формирования и поддержания в чрезвычайных ситуациях. Задачи курса: - научить применять навыки психологической подготовки, необходимые в повседневной жизни и в кризисных/чрезвычайных ситуациях для формирования устойчивости личности. - сформировать навыки проводить психологический анализ личности и ее деятельности при выполнении различных заданий в трудных жизненных ситуациях; проводить мероприятия по формированию и поддержанию психической устойчивости; - определять состояние и прогнозировать поведение человека по комплексам вербальных и невербальных признаков; прогнозировать риски дезадаптивного, девиантного поведения, развития посттравматического стрессового расстройства; - обучить методами диагностики и оценки психических состояний и адаптированности личности. при организации психологической помощи в трудных жизненных ситуациях; - познакомить с современными формами и методами психофизической регуляции психических состояний, подготовки и восстановления личного состава, работающего в экстремальных ситуациях; решения задач психофизического самосовершенствования; - систематизация как новых, так и имеющихся знаний по проблеме психических состояний, механизмах психической саморегуляции., а также особенностей разработки психологических технологий, позволяющих субъекту труда овладеть примами и техниками саморегуляции |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-8 | способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов |
ПК-24 | способностью выбирать и применять психологические технологии, позволяющие осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | механизмы формирования психологической устойчивости личности и факторы дезадаптации личности; категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям на различных этапах субъектогенеза; основные методы оценки и коррекции психических состояний и дезаадптивного поведения. Критерии прогноза нарушения психического здоровья личности; нормативные документы по составлению заключения по анализу личности и ее деятельности при выполнении различных заданий при организации психологической помощи в трудных жизненных ситуациях; основные механизмы формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций; способы разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, повышающих психологическую устойчивость к трудным жизненным ситуациям |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные механизмы формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций ; проводить профессиональную диагностику и коррекцию психологических состояний и уровня адаптации личности; выявлять категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям на различных этапах субъектогенеза; эффективно взаимодействовать с различными типами людей в условиях профессиональной деятельности, корректировать собственный стиль поведения в различных ситуациях общении, повышать психологическую сплочённость, развивать эмоциональный климат в коллективе для обеспечения психологического благополучия населения; способность использовать полученные знания для обеспечения психологического здоровья, психологической устойчивости личного состава и населения, в том числе в чрезвычайных ситуациях; применять современные формы и методы профессиональной психофизической подготовки подчиненных и решения задач психофизического самосовершенствования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения основных механизмов формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций; Навыками выявления категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям; навыками вариативной диагностики и коррекции психологических состояний и уровня адаптации личности; навыками систематизации как новых, так и имеющихся знаний по проблеме психических состояний, механизмах психической саморегуляции., а также особенностей разработки психологических технологий, позволяющих субъекту труда овладеть примами и техниками саморегуляции; навыками организации, управления и контроля совместной с другими людьми деятельности с учетом их и собственных психологических характеристик; навыками применения способов разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, повышающих психологическую устойчивость к трудным жизненным ситуациям. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Проблема нормы психического развития личности | ||||||
1.1. | Статистически-адаптационный, культурологический, экзистенциональный, описательный и другие подходы к проблеме нормы психического развития. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Теоретические подходы к психологическому здоровью личности и её компонентов. Психическое здоровье как многоуровневое качество жизнедеятельности, характеризующееся адекватностью психического развития, реагирования, ориентирования в чрезвычайной ситуации. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Духовный, индивидуально-психологический, психосоматический, биоэнергетический уровни психического здоровья. Проблема целостности психического здоровья человека. | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Границы действия нормы. Норма и проблемные ситуации различной степени сложности. Идеальная норма как возможный источник психотравмирования. | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Адаптация, адаптивность, адаптированность. Сущностные характеристики адаптации личности. Механизмы адаптации личности. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Уровни дезадаптированности: временная, устойчивая ситуативная, общая устойчивая. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Общая устойчивая дезадаптированность и нервозо-психозные комплексы. Дезадаптированность как патологическая адаптированность. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Психическая устойчивость личности | ||||||
2.1. | Социально-психическая дезадаптированность как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности в социальной среде. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Дезадаптированность к собственным потребностям, притязаниям и групповым (референтным) ожиданиям, требованиям, социальным нормам. Переживание конфликта как признак дезадаптированности. | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Диагностика социально-психической дезадаптированности личности | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Опыт психологического, социально-психологического исследования различных видов социальных отклонений. | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Психическая типология и взаимосвязь социальных отклонений. Подходы к классификации. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Соотнесенность процесса и результата исследований с данными других научных дисциплин. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Социально-психическая дезадаптированность личности как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности к социальным нормам. Переживание конфликта как признак дезадаптированности. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Посттравматические стрессовые расстройства | ||||||
3.1. | Посстравматические стрессовые растройства (ПТСР) как отсроченное проявление последствий психотравмирующих ситуаций. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Факторы запуска отсроченных расстройств: гиперпроблемная ситуация жизнедеятельности, провоцирующие обстоятельства личностно значимой ситуации прежней экстремальности, нервно-психическая истощаемость и др. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Специфика катастрофических ПТСР. Зарубежные и отечественные исследования. Особенности диагностики посттравматиков. Проблема их психической реабилитации | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Органическая картина ПТСР. ПТСР и девиантное поведение. ПТСР и удовлетворенность условиями жизнедеятельности. | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Классификация ПТСР: острые, хронические, отсроченные. Механизмы их протекания. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
3.6. | Симптоматика ПТСР: соматические расстройства, нарушения сна, размывание личностно-смысловой сферы, повышенная наркозависимость, негативизм, экстрачувствительность и возбудимость и т.д. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Диагностика психологической устойчивости личности | ||||||
4.1. | Диагностика совладающих стратегий. Тест «Психологическая устойчивость» Л.В. Куликова. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Оценка нервно — психической устойчивости в стрессе (методика «Прогноз»). Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В. И.). | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Диагностика ПТСР. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Методики диагностики эмоционального выгорания. Уровень самоактуализации личности. (Тест САТ, Опросник САМОАЛ) | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.5. | Тест на уровень субъективного контроля (Тест УСК) Дж. Роттера• (Адаптация Е.Ф.Важина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда). Диагностика готовности к риску (методика Шуберта). | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.6. | Методика диагностики иррациональных установок. Диагностика толерантности к неопределённости. Тест Г. Айзенка в оценке нейротизма личности. MBTI Майерс-Бриггс. Методика исследования стратегий адаптивного поведения (АСП). | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.7. | Опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ), авторы А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8, ПК-24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | [Л. Д. Демина и др.] | Психологическая и психофизиологическая устойчивость личности: диагностика, консультирование, коррекция и реабилитация: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Асмолов А.Г. | Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов | М.: Академия, 2007 | www.e-reading.mobi |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хинканина А. Л. | Психодиагностика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Биктина Н. | Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Забарин А.В. | ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ И МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека онлайн: ЭБС. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle "Психологическая устойчивость личности" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность. 2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях. 4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Психологическая устойчивость личности» придерживайтесь следующих общих рекомендаций. a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий; b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию; c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников, e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела. 5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса. 6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал. 7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование |