МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая устойчивость личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психологическая устойчивость личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование базовых знаний и умений в области практической психологии по формированию психологической устойчивости личности. Формирование знаний и обучение практическим навыкам в области обеспечения психологической устойчивости личности и способов ее формирования и поддержания в чрезвычайных ситуациях.
Задачи курса:
- научить применять навыки психологической подготовки, необходимые в повседневной жизни и в кризисных/чрезвычайных ситуациях для формирования устойчивости личности.
- сформировать навыки проводить психологический анализ личности и ее деятельности при выполнении различных заданий в трудных жизненных ситуациях; проводить мероприятия по формированию и поддержанию психической устойчивости;
- определять состояние и прогнозировать поведение человека по комплексам вербальных и невербальных признаков; прогнозировать риски дезадаптивного, девиантного поведения, развития посттравматического стрессового расстройства;
- обучить методами диагностики и оценки психических состояний и адаптированности личности. при организации психологической помощи в трудных жизненных ситуациях;
- познакомить с современными формами и методами психофизической регуляции психических состояний, подготовки и восстановления личного состава, работающего в экстремальных ситуациях; решения задач психофизического самосовершенствования;
- систематизация как новых, так и имеющихся знаний по проблеме психических состояний, механизмах психической саморегуляции., а также особенностей разработки психологических технологий, позволяющих субъекту труда овладеть примами и техниками саморегуляции

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.механизмы формирования психологической устойчивости личности и факторы дезадаптации личности; категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям на различных этапах субъектогенеза; основные методы оценки и коррекции психических состояний и дезаадптивного поведения. Критерии прогноза нарушения психического здоровья личности; нормативные документы по составлению заключения по анализу личности и ее деятельности при выполнении различных заданий при организации психологической помощи в трудных жизненных ситуациях; основные механизмы формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций; способы разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, повышающих психологическую устойчивость к трудным жизненным ситуациям
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные механизмы формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций ; проводить профессиональную диагностику и коррекцию психологических состояний и уровня адаптации личности; выявлять категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям на различных этапах субъектогенеза; эффективно взаимодействовать с различными типами людей в условиях профессиональной деятельности, корректировать собственный стиль поведения в различных ситуациях общении, повышать психологическую сплочённость, развивать эмоциональный климат в коллективе для обеспечения психологического благополучия населения; способность использовать полученные знания для обеспечения психологического здоровья, психологической устойчивости личного состава и населения, в том числе в чрезвычайных ситуациях; применять современные формы и методы профессиональной психофизической подготовки подчиненных и решения задач психофизического самосовершенствования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения основных механизмов формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций; Навыками выявления категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям; навыками вариативной диагностики и коррекции психологических состояний и уровня адаптации личности; навыками систематизации как новых, так и имеющихся знаний по проблеме психических состояний, механизмах психической саморегуляции., а также особенностей разработки психологических технологий, позволяющих субъекту труда овладеть примами и техниками саморегуляции; навыками организации, управления и контроля совместной с другими людьми деятельности с учетом их и собственных психологических характеристик; навыками применения способов разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, повышающих психологическую устойчивость к трудным жизненным ситуациям.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Проблема нормы психического развития личности
1.1. Статистически-адаптационный, культурологический, экзистенциональный, описательный и другие подходы к проблеме нормы психического развития. Лекции 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Теоретические подходы к психологическому здоровью личности и её компонентов. Психическое здоровье как многоуровневое качество жизнедеятельности, характеризующееся адекватностью психического развития, реагирования, ориентирования в чрезвычайной ситуации. Лекции 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Духовный, индивидуально-психологический, психосоматический, биоэнергетический уровни психического здоровья. Проблема целостности психического здоровья человека. Практические 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Границы действия нормы. Норма и проблемные ситуации различной степени сложности. Идеальная норма как возможный источник психотравмирования. Практические 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Адаптация, адаптивность, адаптированность. Сущностные характеристики адаптации личности. Механизмы адаптации личности. Сам. работа 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Уровни дезадаптированности: временная, устойчивая ситуативная, общая устойчивая. Сам. работа 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Общая устойчивая дезадаптированность и нервозо-психозные комплексы. Дезадаптированность как патологическая адаптированность. Сам. работа 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Психическая устойчивость личности
2.1. Социально-психическая дезадаптированность как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности в социальной среде. Лекции 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Дезадаптированность к собственным потребностям, притязаниям и групповым (референтным) ожиданиям, требованиям, социальным нормам. Переживание конфликта как признак дезадаптированности. Практические 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Диагностика социально-психической дезадаптированности личности Практические 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Опыт психологического, социально-психологического исследования различных видов социальных отклонений. Практические 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Психическая типология и взаимосвязь социальных отклонений. Подходы к классификации. Сам. работа 7 4 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.6. Соотнесенность процесса и результата исследований с данными других научных дисциплин. Сам. работа 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Социально-психическая дезадаптированность личности как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности к социальным нормам. Переживание конфликта как признак дезадаптированности. Сам. работа 7 4 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Посттравматические стрессовые расстройства
3.1. Посстравматические стрессовые растройства (ПТСР) как отсроченное проявление последствий психотравмирующих ситуаций. Лекции 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Факторы запуска отсроченных расстройств: гиперпроблемная ситуация жизнедеятельности, провоцирующие обстоятельства личностно значимой ситуации прежней экстремальности, нервно-психическая истощаемость и др. Лекции 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Классификация ПТСР: острые, хронические, отсроченные. Механизмы их протекания. Сам. работа 7 4 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Симптоматика ПТСР: соматические расстройства, нарушения сна, размывание личностно-смысловой сферы, повышенная наркозависимость, негативизм, экстрачувствительность и возбудимость и т.д. Сам. работа 7 4 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Диагностика психологической устойчивости личности
4.1. Диагностика совладающих стратегий. Тест «Психологическая устойчивость» Л.В. Куликова. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева Практические 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Оценка нервно — психической устойчивости в стрессе (методика «Прогноз»). Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В. И.). Сам. работа 7 6 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Диагностика ПТСР. Сам. работа 7 6 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.4. Методики диагностики эмоционального выгорания. Уровень самоактуализации личности. (Тест САТ, Опросник САМОАЛ) Сам. работа 7 4 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.5. Тест на уровень субъективного контроля (Тест УСК) Дж. Роттера• (Адаптация Е.Ф.Важина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда). Диагностика готовности к риску (методика Шуберта). Практические 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.6. Методика диагностики иррациональных установок. Диагностика толерантности к неопределённости. Тест Г. Айзенка в оценке нейротизма личности. MBTI Майерс-Бриггс. Методика исследования стратегий адаптивного поведения (АСП). Сам. работа 7 6 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.7. Опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ), авторы А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин. Практические 7 2 ОК-6, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 [Л. Д. Демина и др.] Психологическая и психофизиологическая устойчивость личности: диагностика, консультирование, коррекция и реабилитация: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хинканина А. Л. Психодиагностика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Биктина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 biblioclub.ru
Л2.3 Забарин А.В. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ И МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психологическая устойчивость личности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Психологическая устойчивость личности» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование