МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы химии и химической безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия-2-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
канд. хим. наук, доцент, Колосов П.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, доцент, Харнутова Е.П.;канд. хим. наук, доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы химии и химической безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение теоретических знаний, и практических навыков использования современных методологических подходов для решения проблем устойчивого развития и безопасного взаимодействия человека с окружающей средой.
сформировать теоретические знания об уровнях допустимых негативных воздействий на окружающую среду, последствиях, возникающих при нарушении нормативных требований к уровню воздействий; научить методам идентификации опасности, методам качественной и количественной оценки экологического риска; научить методам прогнозирования развития и оценки последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций; научить методам предотвращения загрязнения окружающей среды и ликвидации последствий аварий и катастроф; научить методами управления природопользованием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-8 Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
ОПК-1 Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений
ПК-1 Способен проводить анализ качества сырья и материалов, поступающих в биотехнологическую организацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об опасных природных явлениях и их параметрах, приводящих к чрезвычайным ситуациям; о масштабах основных антропогенных и техногенных загрязнений среды обитания и их последствиях, о глобальных экологических проблемах; принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды; принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий; понятия экологической химии, методы безопасного обращения с химическими материалами, химические и физические свойства материалов
3.2.Уметь:
3.2.1.реализовать нормы техники безопасности в технологических условиях; управлять риском как основой для принятия решений выбора оптимальной стратегии развития; безопасно обращаться с химическими материалами, проводить оценку возможных рисков; рекомендовать меры по снижению риска, выявлять приоритеты в реализации мероприятий, направленных на снижение риска; рекомендовать меры по снижению риска, выявлять приоритеты в реализации мероприятий, направленных на снижение риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологии оценки риска для количественного определения разнородных опасностей и принятия решений; методами предотвращения и снижения загрязнения окружающей среды отходами производства и жизнедеятельности; методами предотвращения и снижения загрязнения окружающей среды отходами производства и жизнедеятельности; основами системного подхода для постановки и решения задач по выявлению влияния на окружающую среду и здоровье человека различных техногенных систем и загрязняющих факторов; организацией мероприятий по сбору и обработке информации об уровне влияния загрязняющих факторов на окружающую среду и здоровье человека.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обеспечение устойчивого развития цивилизации - важнейшая проблема современности; ее многоплановость. Окружающая среда как система. Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека в природной среде.
1.1. Обеспечение устойчивого развития цивилизации - важнейшая проблема современности; ее многоплановость. Окружающая среда как система. Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека в природной среде. Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1
1.2. Обеспечение устойчивого развития цивилизации - важнейшая проблема современности; ее многоплановость. Окружающая среда как система. Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека в природной среде. Практические 8 4 Л1.2, Л1.1
1.3. Обеспечение устойчивого развития цивилизации - важнейшая проблема современности; ее многоплановость. Окружающая среда как система. Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека в природной среде. Сам. работа 8 6 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду. Глобальные экологические проблемы. Показатели качества окружающей среды.
2.1. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду. Глобальные экологические проблемы. Показатели качества окружающей среды. Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1
2.2. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду. Глобальные экологические проблемы. Показатели качества окружающей среды. Практические 8 4 Л1.2, Л1.1
2.3. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду. Глобальные экологические проблемы. Показатели качества окружающей среды. Сам. работа 8 6 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Основные направления и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств.
3.1. Основные направления и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств. Лекции 8 4 Л1.2, Л1.1
3.2. Основные направления и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств. Практические 8 4 Л1.2, Л1.1
3.3. Основные направления и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств. Сам. работа 8 8 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Место химических производств в концепции устойчивого развития. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий.
4.1. Место химических производств в концепции устойчивого развития. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий. Лекции 8 4 Л1.2, Л1.1
4.2. Место химических производств в концепции устойчивого развития. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий. Практические 8 6 Л1.2, Л1.1
4.3. Место химических производств в концепции устойчивого развития. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Эволюция концепции безопасности - к концепции приемлемого риска. Методология оценки риска. Правовые основы обеспечения экологической безопасности
5.1. Принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Эволюция концепции безопасности - к концепции приемлемого риска. Методология оценки риска. Правовые основы обеспечения экологической безопасности Лекции 8 6 Л1.2, Л1.1
5.2. Принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Эволюция концепции безопасности - к концепции приемлемого риска. Методология оценки риска. Правовые основы обеспечения экологической безопасности Практические 8 6 Л1.2, Л1.1
5.3. Принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Эволюция концепции безопасности - к концепции приемлемого риска. Методология оценки риска. Правовые основы обеспечения экологической безопасности Сам. работа 8 12 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калыгин В.Г. Промышленная экология: Учебник М.: Академия, 2010
Л1.2 В.В. Егоров Экологическая химия [Электронный ресурс] : учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Современная химия и химическая безопасность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа;
Компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle);
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации.
Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

приложение