Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.03.01. Химия |
Профиль | Общий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_03_01_Химия-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 84 | 84 | 84 | 84 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор
1.1. | приобретение теоретических знаний, и практических навыков использования современных методологических подходов для решения проблем устойчивого развития и безопасного взаимодействия человека с окружающей средой. сформировать теоретические знания об уровнях допустимых негативных воздействий на окружающую среду, последствиях, возникающих при нарушении нормативных требований к уровню воздействий; научить методам идентификации опасности, методам качественной и количественной оценки экологического риска; научить методам прогнозирования развития и оценки последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций; научить методам предотвращения загрязнения окружающей среды и ликвидации последствий аварий и катастроф; научить методами управления природопользованием. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-8 | Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций |
ОПК-1 | Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений |
ПК-1 | Способен проводить анализ качества сырья и материалов, поступающих в биотехнологическую организацию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об опасных природных явлениях и их параметрах, приводящих к чрезвычайным ситуациям; о масштабах основных антропогенных и техногенных загрязнений среды обитания и их последствиях, о глобальных экологических проблемах; принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды; принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий; понятия экологической химии, методы безопасного обращения с химическими материалами, химические и физические свойства материалов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | реализовать нормы техники безопасности в технологических условиях; управлять риском как основой для принятия решений выбора оптимальной стратегии развития; безопасно обращаться с химическими материалами, проводить оценку возможных рисков; рекомендовать меры по снижению риска, выявлять приоритеты в реализации мероприятий, направленных на снижение риска; рекомендовать меры по снижению риска, выявлять приоритеты в реализации мероприятий, направленных на снижение риска. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методологии оценки риска для количественного определения разнородных опасностей и принятия решений; методами предотвращения и снижения загрязнения окружающей среды отходами производства и жизнедеятельности; методами предотвращения и снижения загрязнения окружающей среды отходами производства и жизнедеятельности; основами системного подхода для постановки и решения задач по выявлению влияния на окружающую среду и здоровье человека различных техногенных систем и загрязняющих факторов; организацией мероприятий по сбору и обработке информации об уровне влияния загрязняющих факторов на окружающую среду и здоровье человека. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Обеспечение устойчивого развития цивилизации - важнейшая проблема современности; ее многоплановость. Окружающая среда как система. Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека в природной среде. | ||||||
1.1. | Обеспечение устойчивого развития цивилизации - важнейшая проблема современности; ее многоплановость. Окружающая среда как система. Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека в природной среде. | Лекции | 8 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Обеспечение устойчивого развития цивилизации - важнейшая проблема современности; ее многоплановость. Окружающая среда как система. Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека в природной среде. | Практические | 8 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Обеспечение устойчивого развития цивилизации - важнейшая проблема современности; ее многоплановость. Окружающая среда как система. Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека в природной среде. | Сам. работа | 8 | 6 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду. Глобальные экологические проблемы. Показатели качества окружающей среды. | ||||||
2.1. | Антропогенное воздействие на окружающую среду. Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду. Глобальные экологические проблемы. Показатели качества окружающей среды. | Лекции | 8 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Антропогенное воздействие на окружающую среду. Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду. Глобальные экологические проблемы. Показатели качества окружающей среды. | Практические | 8 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Антропогенное воздействие на окружающую среду. Воздействие техногенных систем на человека и окружающую среду. Глобальные экологические проблемы. Показатели качества окружающей среды. | Сам. работа | 8 | 6 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Основные направления и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств. | ||||||
3.1. | Основные направления и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств. | Лекции | 8 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Основные направления и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств. | Практические | 8 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
3.3. | Основные направления и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств. | Сам. работа | 8 | 8 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Место химических производств в концепции устойчивого развития. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий. | ||||||
4.1. | Место химических производств в концепции устойчивого развития. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий. | Лекции | 8 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
4.2. | Место химических производств в концепции устойчивого развития. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий. | Практические | 8 | 6 | Л1.2, Л1.1 | |
4.3. | Место химических производств в концепции устойчивого развития. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий. | Сам. работа | 8 | 10 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 5. Принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Эволюция концепции безопасности - к концепции приемлемого риска. Методология оценки риска. Правовые основы обеспечения экологической безопасности | ||||||
5.1. | Принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Эволюция концепции безопасности - к концепции приемлемого риска. Методология оценки риска. Правовые основы обеспечения экологической безопасности | Лекции | 8 | 6 | Л1.2, Л1.1 | |
5.2. | Принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Эволюция концепции безопасности - к концепции приемлемого риска. Методология оценки риска. Правовые основы обеспечения экологической безопасности | Практические | 8 | 6 | Л1.2, Л1.1 | |
5.3. | Принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Эволюция концепции безопасности - к концепции приемлемого риска. Методология оценки риска. Правовые основы обеспечения экологической безопасности | Сам. работа | 8 | 12 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Калыгин В.Г. | Промышленная экология: Учебник | М.: Академия, 2010 | |
Л1.2 | В.В. Егоров | Экологическая химия [Электронный ресурс] : учебное пособие | Санкт-Петербург : Лань, 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курсы в Moodle "Современная химия и химическая безопасность" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа; Компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle); Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации. Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
приложение |