МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные образовательные технологии в химии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильОбщий. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия-1-2020
Часов по учебному плану 48
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 20
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 20 14 20
Практические 14 20 14 20
Сам. работа 20 68 20 68
Итого 48 108 48 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент Щербакова Л.В.

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Современные образовательные технологии в химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017г. №671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование и развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в сфере педагогического образования на основе изучения современных педагогических технологий и методических требований к их применению в школьном учебном процессе, необходимых для совершенствования и развития личностных качеств и успешного решения профессиональных типовых задач в сфере педагогического образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- требования федерального государственного стандарта общего образования в части предметной области «химия» для всех ступеней образования в школе;
- цели, задачи и содержание по химии общего образования;
- содержание, структуру и методический аппарат учебных программ и школьных учебников по химии;
- методы и приемы обучения химии;
- основные организационные формы обучения и химии;
- методические требования по применению педагогических технологий в процессе обучения химии;
- основные качества современных педагогических технологий;
- классификацию педагогических технологий, в том числе инновационных;
- структуру педагогической технологии в области химических наук;
- содержание и методику проведения ученического эксперимента по химии;
- приемы организации познавательной деятельности обучающихся;
- основные типы, функции и формы контроля;
- общие и научно-теоретические основы обучения химии в школе,содержание курса химии, его структуру и принципы построения,
- методы отбора содержания курса химии и последовательность изложения материала, специфические закономерности обучения курсу химии, технику безопасности при проведении опытов по химии,
нормативную документацию, сопровождающую учебный процесс.
3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать педагогическую деятельность;
- анализировать с теоретических позиций методики обучения химии школьные программы и учебники по химии, другие средства обучения;
- адаптировать имеющуюся или разработать авторскую учебную программу;
- оптимально выбирать метод обучения химии;
- уметь использовать современные педагогические технологии в процессе обучения химии;
- организовывать учебный процесс с использованием современных педагогических технологий;
- применять различные формы контроля и различные шкалы оценивания знаний учащихся и собственной деятельности;
- вырабатывать критерии отбора материала курса химии,разрабатывать содержание и структуру курса химии в зависимости от типа учебного заведения и целей обучения, формировать интерес обучающихся к предмету, оборудовать и рганизовывать ученический эксперимент, а также исследовательскую работу учащихся по химии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- во владении различными техниками и методиками обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
- владеть навыками применения современных педагогических технологий в процессе обучения химии;
- владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Новые образовательные технологии в изучении химии
1.1. Основные понятия, классификация, методология и области применения образовательных технологий Лекции 6 2 Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Принципы развития инновационных технологий в изучении химии Практические 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Развитие познавательных и творческих интересов у учащихся при изучении химиии Сам. работа 6 7 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Технология личностно-ориентированного обучения
2.1. Использование личностно- ориентированного обучения на уроках химии: цели, задачи,классификация ожидаемый результат. Лекции 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Организация личностно- ориентированного урока:структура деятельности учителя и учащихся. Практические 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Разработка урока, проекта с использованием технологии личностно-ориентированного обучения Сам. работа 6 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Технология проблемного обучения
3.1. История развития представлений о проблемном обучении.Способы организации проблемного обучения Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Использование методов проблемного обучения на уроках химии Лекции 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Практическое использование методики проблемного обучения в курсе химии. Практические 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Методы проблемного обучения при организации подготовки к ГИА, ЕГЭ по химии Сам. работа 6 8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Разработка урока, проекта с использованием проблемного обучения Сам. работа 6 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Технология разноуровневого обучения
4.1. Использование технологий, методов, приемов, техник дифференциации обучения химии на разных этах урока химии Лекции 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Применение и разработка разноуровневых заданий для контроля и самоконтроля при изучении химии Лекции 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Использование разноуровневой технологии при подготов к ЕГЭ по химии Практические 6 2 Л2.2, Л1.2
4.4. Уровневая дифференциация, как метод улучшения качества получаемых знаний по химии. Практические 6 2 Л2.2, Л1.2
4.5. Подготовка тестовых заданий, разноуровневые контрольных и самостоятельных работ, рейтинговых заданий и т.д. с применением технологий разноуровневого обучения Сам. работа 6 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Проектная технология
5.1. Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс. Результаты применения метода проектов Лекции 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Проекты в системе уроков химии Лекции 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Исследовательская деятельность учащихся по химии Практические 6 2 Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.4. Проекты во внеурочной деятельности Сам. работа 6 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.5. Разработка урока, проекта с использованием проектной технологии Сам. работа 6 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Технология интегративного обучения
6.1. Использование методов интегративного обучения на уроках химии Лекции 6 2 Л2.2, Л1.2
6.2. Круглый стол "Интегрированный урок: за и "против" Практические 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.3. Разработка урока, проекта с использованием интегративного обучения Сам. работа 6 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Информационно-коммуникативная технология
7.1. Использование ИКТ на уроках химии: цели, задачи,классификация ожидаемый результат. Лекции 6 2 Л2.2, Л1.2
7.2. Практическое применение ИКТ. "Плюсы“ и минусы” использования информационно-программных средств в обучении химии Практические 6 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.3. Разработка урока, проекта с использованием информационно-коммукативной технологии Сам. работа 6 7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.4. Круглый стол "Новые образовательные технологии в изучении химии" Практические 6 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.5. Подготовка презентаций, докладов и материалов к зачету в форме круглого стола Сам. работа 6 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
Размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Минченков Е.Е. Общая методика преподавания химии: Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2015 https://e.lanbook.com/book/84076
Л1.2 Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник: Издательство "Лань", 2018 https://e.lanbook.com/book/103909
Л1.3 Пак М.С. Педагогическая диагностика в химическом образовании: Практикум: 2018-04-11: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 https://e.lanbook.com/book/104854
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ерыгин Д.П. Методика решения задач по химии: М.: Просвещение, 1977
Л2.2 Кульневич С.В Современный урок: Ростов-на-Д.: Учитель, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э2 ЭБС «Лань» https://e.lanbook.com/
Э3 Курс в системе Moodle "Новык образовательные технологии в изучении химии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6493
6.3. Перечень программного обеспечения
В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение:
- программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»);
- программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»).
операционная система Microsoft Windows XP Professional Russian;
- операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian.
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Интернет библиотека Интернет библиотека электронных книг Elibrus (http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml)
5. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность (http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm)
6. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.mon.gov.ru)
7. Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей». (http://www.it-n.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Размещены вприложении