МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии информационной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Галина Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Технологии информационной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с законадательными, административными, организационными, программно-техническими мерами информационной безопасности, с действующими стандартами в этой области.
Задачи дисциплины состоят в том, что в результате ее изучения студенты должны :

– иметь представление об использовании основных положений теории информационной безопасности в различных областях ИС и иметь представление о направлении развития и перспективах защиты информации;

– знать правовые основы защиты компьютерной информации, организационные, технические программные методы защиты информации в ИС, стандарты, модели и методы шифрования, методы идентификации пользователей, методы защиты программ от вирусов;

– уметь применять методы защиты компьютерной информации при проектировании ИС в различных предметных областях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук
ПК-1 способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о законодательном, административном, организационном, программно-техническом уровнях информационной безопасности;
основные законы и нормативные документы в сфере информационной безопасности, меры административного и организационного уровня информационной безопасности;
сервисы информационной безопасности программно-технического уровня.
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно выбирать меры законодательного, административного, организационного и программнотехническом уровня для обеспечения информационной безопасности;
применять законы и нормативные документы, меры административного и организационного уровня информационной безопасности для организации комплексной системы защиты информации;
использовать сервисы информационной безопасности программно-технического уровня для проектирования, разработки и эксплуатации информационных систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска необходимой информации в законах и нормативных документах для реализации мер информационной безопасности.
методиками разработки документации административного и организационного уровня информационной безопасности для организации комплексной системы защиты информации;
навыками внедрения и эксплуатации сервисов информационной безопасности программно-технического уровня.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в информационную безопасность
1.1. Понятие информационной безопасности. Основные составляющие информационной безопасности. Место информационной безопасности. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Современное состояние информационной безопасности в мире, в России.(по материалам экспертов из открытых источников) Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Основные угрозы информационной безопасности. Основные угрозы доступности. Основные угрозы целостности. Основные угрозы конфиденциальности. Противодействия угрозам. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
1.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Вредоносное программное обеспечение. Классификация вредоносных программ. Способы защиты от вредоносных программ. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
1.6. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Программно-технический уровень информационной безопасности
2.1. Основные понятия. Особенности современных информационных систем. Архитектурная безопасность. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.2. Создание безопасной экспериментальной среды Лабораторные 6 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.3. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.4. Корпоративная сеть Лабораторные 6 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.5. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.6. Управление доступом. Идентификация и аутентификация. Авторизация. Протоколы AAA. Лекции 6 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.8. Первые шаги к безопасной ОС Лабораторные 6 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.9. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.10. Тестирование веб-сайтов Лабораторные 6 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.11. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.12. Протоколирование и аудит. Активный аудит. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.13. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.14. Шифрование. Обеспечение конфиденциальности. Контроль целостности. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.15. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.16. Укрепление безопасности с помощью шифрования Лабораторные 6 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.17. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 6 5 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Законодательный и административный уровни информационной безопасности
3.1. Административный уровень информационной безопасности. Комплексная система защиты информации. Политика безопасности. Программа безопасности. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Законодательный уровень информационной безопасности. Зарубежное законодательство в области ИБ. Российское законодательство в области ИБ. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон «Об участии в международном информационном обмене». Закон «Об электронной цифровой подписи». Нормативные документы. Виды информации ограниченного доступа. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение 1.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение 1.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.А. Трушин, Ю.А. Котов, Л.С. Левин, К.А. Донской Введение в информационную безопасность и защиту информации: учебное пособие Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Ищейнов В.Я. Информационная безопасность и защита информации: теория и практика: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Форристал Д., Брумс К., Симонис Д., Бегнолл Б. Защита от хакеров Web-приложений: Учебное пособие ДМК Пресс, 2008 e.lanbook.com
Л2.2 Загинайлов Ю. Н. Теория информационной безопасности и методология защиты информации: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Безопасность информационных систем www.intuit.ru
Э2 Информационная безопасность, защита информации all-ib.ru
Э3 SecurityLab.ru www.securitylab.ru
Э4 ЦИБ - Центр информационной безопасности www.secret-net.ru
Э5 АРСИБ aciso.ru
Э6 Оператор персональных данных — Онлайн-сервис подготовки документов Safe-doc safe-doc.com
Э7 Российское отделение OWASP www.owasp.org
Э8 Курс в Moodle "Информационная безопасность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VBox, https://www.virtualbox.org/manual/ch01.html , (бессрочно);
IBM Security AppScan Standart, IBM Academic Initiative, пробная версия, (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и промежуточной аттестации. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2715.