МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационная архитектура предприятия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. препод., Шаповалова С.В.

Рецензент(ы):
Канд. экон. наук, Доцент, Вдовкина Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
Информационная архитектура предприятия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кожевина О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Кожевина О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины "Информационная архитектура предприятия" являются получение теоретических и практических
знаний об информационной архитектуре предприятия, ее месте в структуре знаний об архитектуре предприятия, ее элементах и методиках описания архитектур.
Программа предусматривает исследование специальных ситуационных примеров, а также рассмотрения и анализа содержания реальных проектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью к освоению новой техники, новых методов и новых технологий
ПК-7 способностью разрабатывать проекты компонентов сложных систем управления, применять для разработки современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки
ПК-8 способностью проектировать элементы систем управления, применять современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки, обеспечивающие решение задач системного анализа и управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. методы и технологии по проведению анализа архитектуры предприятия, в т.ч. информационной архитектуры
2. основы проектной деятельности в области автоматизации сложных систем управления
3. методы, инструментальные средства и технологии программирования для решения задач системного анализа
3.2.Уметь:
3.2.1.1. составлять план анализа, формировать группу для обследования, проводить анализ результатов обследования, принимать решения по применению методов и технологий для анализа, создания и сопровождения информационной архитектуры предприятия.
2. применять полученные теоретические знания для разработки компонентов сложных систем.
3. применять современные инструментальные средства и технологии для решения задач системного анализа
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. базовыми навыками в области информационных технологий.
2. навыками работы с современными инструментальными средствами.
3. навыками решения задач системного анализа и управления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бизнес и информационные технологии. ИТ-бюджеты и информационные технологии. Архитектура предприятия: основные определения. Интегрированная концепция и уровни абстракции. Элементы архитектуры предприятий. Бизнес-архитектура и архитектура информации. Архитектура приложений. Процесс разработки: цели, задачи, общая схема.
1.1. Бизнес и информационные технологии Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.2. ИТ-бюджеты и информационные технологии Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.3. Архитектура предприятия: основные определения Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8
1.4. Интегрированная концепция и уровни абстракции Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.5. Элементы архитектуры предприятий. Лекции 5 1 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.6. Бизнес-архитектура Лекции 5 1 ПК-7, ПК-8
1.7. Архитектура приложений Лекции 5 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.8. Информационная архитектура предприятия Лекции 5 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.9. Процесс разработки: цели, задачи, общая схема Лекции 5 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.10. Динамика ИТ-бюджетов. Сам. работа 5 3 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.11. Практика документирования архитектуры. Сам. работа 5 3 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.12. Корпоративная архитектура Сам. работа 5 3 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.13. Контекст архитектуры предприятия Сам. работа 5 3 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.14. Интегрированная концепция архитектуры предприятия Сам. работа 5 3 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.15. Технологическая архитектура (архитектура инфраструктуры) Сам. работа 5 3 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.16. Сервис-ориентированная архитектура (SOA)и архитектура управляемая моделями (MDA) Сам. работа 5 3 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.17. Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия Сам. работа 5 3 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.18. NASCIO Arhitectur Toolkit Сам. работа 5 3 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.19. Модель "4+1" архитектуры предприятия Сам. работа 5 4 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.20. Архитектурные концепции и методики Microsoft Сам. работа 5 4 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.21. Методики описания архитектур. Модель Захмана, Gartner, методики META Group, TOGAF Сам. работа 5 4 ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.22. Модели и моделирование. Стандарты моделирования. Основные модели и инструменты описания бизнес-архитектур. Лабораторные 5 6 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.23. Построение процессных моделей. Лабораторные 5 6 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.24. Принципы и стандарты моделирования информации. Построение логических и физических моделей данных. Лабораторные 5 6 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.25. Генерация программного кода создания баз данных. Лабораторные 5 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.26. Индивидуальное задание для выполнения Лабораторные 5 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении 1
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении 1

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зараменских Е. П., Кудрявцев Д. В., Арзуманян М. Ю. АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационная архитектура предприятия https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7989 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7, Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013, (бессрочно);
Microsoft Office 2010, Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010, (бессрочно);
Bizagi Modeler, https://www.bizagi.com/en/bizagi-process-modeler-license-agreement , (бессрочно);
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно);
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt , (бессрочно);
Mozila FireFox, https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/ , (бессрочно);
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license , (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторная работа требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.