МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Редакционно-издательские системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Галина Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Редакционно-издательские системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство студентов с основами редакционной и издательской деятельностью, с настольной издательской системой LaTeX;
знакомство студентов с приёмами создания научно-технических публикаций любой сложности;
приобретение практических навыков и умений подготовки программной, технической и научной документации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью разрабатывать проекты компонентов сложных систем управления, применять для разработки современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки
ПК-8 способностью проектировать элементы систем управления, применять современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки, обеспечивающие решение задач системного анализа и управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию, применяемую в издательских системах;
примеры использования издательских технологий в сопроводительной документации к программным продуктам;
способы автоматизированной генерации программной документации;
способы оптимального создания и публикации научно-технической документации.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать, редактировать, оформлять документацию любой сложности;
работать в открытых издательских системах;
работать с утилитами для генерации документации и конвертации документов в различные форматы;
создавать научно-техническую документацию любой сложности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками допечатной подготовки статей, отчётов, технической документации;
навыками создания скриптов для автоматической генерации и конвертации документов;
навыками создания научно-технической документации любой сложности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Издательские технологии
1.1. Кодирование текста. Обзор текстовых редакторов и издательских систем. OpenDocument Format. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Работа с простым текстом. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Текстовые процессоры. Процесс формирования строк и страниц. Форматирование. Стили. Шаблоны. Форматы файлов. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.6. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.7. Работа с текстом в системах WYSIWYG. Лабораторные 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.8. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 8 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.9. Языки разметки. Логическая и визуальная разметки. Легковесные языки разметки. SGML. XML. Лекции 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Разметка документов (XML/DTD/CSS). Лабораторные 8 6 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 8 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Регулярные выражения. Синтаксис. Редактор SED. Лекции 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.13. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.14. Регулярные выражения. Написание скриптов для SED. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.15. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.16. Конвертация документов. Форматы PS и PDF. Лабораторные 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.17. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Издательсая система LaTeX
2.1. Документирование программного кода, Doxygen. Введение в LaTeX. Команды в LaTeX. Буквы и символы. Шрифты. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Документирование программного кода. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Простой текст. Компиляция, ошибки. Выбор шрифтов. Команды и окружения. Акценты и символы. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Строки, абзацы, страницы. Форматирование текста. Боксы. Лекции 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л3.2, Л2.2
2.8. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л3.2, Л2.2
2.9. Строки, абзацы, страницы. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.11. Форматирование текста. Лабораторные 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.13. Структура печатного документа. Главный файл (проект). Команды в LaTeX (углубленное рассмотрение). Стиль документа. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.14. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.15. Структура документа. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.17. Стиль документа. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.18. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.19. Математика в LaTeX'e (с расширением AMS). Лекции 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.20. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.21. Математика в LaTeX'e. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.22. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.23. Таблицы в LaTeX'e. Графика в LaTeX'e. Лекции 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.24. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.25. Таблицы. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.26. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.27. Графика. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.28. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 6 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.29. Конвертация в другие форматы. DVI2PS, TeX4ht, hyperref, bimer, и др. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.30. Конвертация документов LaTeX. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.31. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 6 ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение 1.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение 1.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Журенков О. В. Информационные технологии: учебное пособие Алтайская академия экономики и права, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Беляков Н.С., Палош В.Е., Садовский П.А. TEX для всех. Оформление учебных и научных работ в системе LATEX: учеб. пособие Либроком, 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Савельев А. О., Алексеев А. А. HTML5. Основы клиентской разработки: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Мельников С. В. Регулярные выражения Perl и их применение: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Н. В. Волков Создание презентаций в LATEX с использованием класса документов BEAMER: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012
Л3.2 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления: Госстандарт России, 2003 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Работа в системе LaTeX www.intuit.ru
Э2 Работа в системе LaTeX 3 www.intuit.ru
Э3 The LaTeX Project www.latex-project.org
Э4 TeX Live tug.org
Э5 LaTeX на Хабрахабр habrahabr.ru
Э6 LaTeX — Викиучебник ru.wikibooks.org
Э7 LaTeX в России www.inp.nsk.su
Э8 Оформление научных результатов: интеграция LaTeX и Gnuplot habrahabr.ru
Э9 Официальный сайт Doxygen www.stack.nl
Э10 Doxygen на русском doxygen.netserv.ru
Э11 Курс в Moodle "Компьютерная графика и издательские системы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru , (бессрочно);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html , (бессрочно);
Mozila FireFox, https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/ , (бессрочно);
Chrome, http://www.chromium.org/chromium-os/licenses , (бессрочно);
TeXLive, http://www.tug.org/texlive/copying.html , (бессрочно);
TeXmaker 5.0.3, https://www.xm1math.net/texmaker/doc.html , (бессрочно);
Doxygen 1.8.15, https://www.doxygen.nl/index.html , (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит студентов с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях студент получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и промежуточной аттестации. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2504