МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра иностранных языков ИИМО
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР-1-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 135
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 18 21 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 108 108
Сам. работа 45 45 81 81 9 9 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 108 108 144 144 72 72 324 324

Программу составил(и):
старший преподаватель, Катунина Е.С.

Рецензент(ы):
канд. пед. наук, доцент, Деренчук О.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Деренчук О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Деренчук О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усовершенствовать языковую подготовку, организующую речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными в учебно-научной и собственно-профессиональной коммуникации. Научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации, сформировать у них правильную, терминологически точную и выразительную речь.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
ОПК-1 Способен выстраивать профессиональную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) по профилю деятельности в мультикультурной среде на основе применения различных коммуникативных технологий с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о лингвострановедении как о научной дисциплине; национально-культурной семантике языковых единиц; о проблемах адаптации и особенностях вербального и невербального взаимодействия; этические и нравственные нормы поведения, принятые в инокультурном социуме, модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно искать информацию по истории и современной жизни страны изучаемого языка; использовать социокультурно маркированную лексику; находить страноведческий материал для дальнейшей работы по изучению языка; рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения. Уметь создавать словесный социокультурный портрет страны изучаемого языка.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления, систематизации и интерпретации иноязычного отражения явлений, специфичных для страны изучаемого языка; владения кумулятивной функции языка; широким спектром культурологических знаний, понимая культуру в широком смысле, как отражение разнообразной деятельности человека и знаний, касающихся страны изучаемого языка.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие «язык». Основные функции. Практические 1 6 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Язык как знаковая система. Практические 1 6 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Язык, речь, общение. Основные функции. Практические 1 6 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Язык и речь Сам. работа 1 10 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Литературный и национальный языки Практические 1 6 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Этапы становления русского литературного языка Практические 1 6 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Русский литературный язык Сам. работа 1 10 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Нормы современного русского литературного языка Практические 1 6 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Нормы современного русского литературного языка Сам. работа 1 25 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Грамматика современного русского языка (СРЯ) Практические 2 12 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Лексикология СРЯ Практические 2 12 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Стилистика СРЯ Практические 2 12 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Грамматика и стилистика СРЯ Сам. работа 2 81 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Коммуникативный аспект культуры речи Практические 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Речевой этикет и культура общения Практические 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Культура речи Сам. работа 3 4 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Функциональные стили русского литературного языка Практические 3 18 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Функциональные стили русского литературного языка Сам. работа 3 5 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Понятие культуры речи. Практические 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены доклады по темам:
1. История изучения и развития ударения русского языка.
2. Роль выразительных фонетических средств в тексте.
3. Невербальные средства общения.
4. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач.
5. Стилистические фигуры как средства речевой выразительности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, Л.П. Водясова и др. Современный русский язык в 3 т. Том 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Лекант П.А. Современный русский язык : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русский язык и культура речи для магистрантов 1 курса направления "Зарубежное регионоведение" portal.edu.asu.ru
Э2 Русский язык и культура речи (русский язык как иностранный) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office, Word, Excel, PowerPoint
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины рекомендуется сочетание лекционно-теоретического и практически-поискового метода, что значительно повышает эффективность
усвоения материала рабочей программы. Уровень знаний значительно оптимизирует система подготовки по рекомендованной специальной и художественной литературе.
Рекомендуемыми формами контроля эффективности изучения дисциплины являются практические занятия, тестирования, написание самостоятельных письменных работ по определенным темам, обобщающих определенный тематический раздел.