МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление жизненным циклом ИС

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.пед.наук, Доцент, Поддубнова С.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление жизненным циклом ИС

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 27.04.2017 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор Кожевина О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 27.04.2017 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор Кожевина О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
формирование у студентов базовой системы знаний в области управления жизненным циклом информационных систем, как о важнейшей составляющей системы управления компанией и мощном инструменте преобразования деятельности компании в соответствии с требованиями современного бизнеса.
Задачи курса
• обучение студентов основам управления информационными системами на разных стадиях их жизненного цикла;
• формирование у студентов понятия производственного, инновационного, финансового менеджмента и особенностей управления персоналом в области информатизации;
• закрепление знаний по системному подходу в управлении системами на различных этапах их жизненного цикла;
• развитие навыков по формированию технологической среды информационной системы;
• развитие у студентов логического и аналитического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 использование современных стандартов и методик, разработка регламентов для организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные задачи информационного менеджмента, формы и методы эффективного управления персоналом в сфере информатизации
-формы и методы эффективного управления персоналом в сфере информатизации; формы коммуникаций с поставщиками информационных решений; основные принципы эффективного использования информационных систем в организациях
3.2.Уметь:
3.2.1.-выявлять проблемы и особенности развития рынка программного обеспечения
-определять основные направления развития информационных ресурсов организации в стратегической перспективе; использовать информационные ресурсы предприятия, поставщиков и партнеров в зависимости от уровня правления и стоящих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками разработки стратегии в сфере информационного менеджмента и ее адаптации с учетом изменений условий внешней и внутренней среды организации
-навыками использования программных средств для обработки деловой информации с целью поддержки информационными технологиями основных бизнес-процессов предприятия; - навыками формирования бюджета на информатизацию; навыками формирования временных коллективов, созданных для внедрения информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС), и управления ими; а также сбора информации о потенциальных партнерах, потребителях, поставщиках в ИТ-сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие жизненного цикла информационной системы. Управление ЖЦ ИС как система информационного менеджмента предприятия. Организация управления жизненным циклом информационных систем. Стратегическое планирование в области информационных технологий на предприятии. Выбор решений в области информационных технологий. Управление проектами в области информационных технологий. Управление IT-персоналом предприятия. Управление внедрением информационных систем.
1.1. Понятие жизненного цикла информационной системы Лекции 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Построение модели предприятия. Определение его ИТ-инфраструктуры Лабораторные 5 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретическая подготовка по теме 1, включая изучение материала по основной и дополнительной литературе. Построение модели ЖЦ ИС исследуемого предприятия Сам. работа 5 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Управление ЖЦ ИС как система информационного менеджмента предприятия Лекции 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Построение схемы коммуникационного взаимодействия подразделений предприятия Лабораторные 5 6 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Теоретическая подготовка по теме 2, включая изучение материала по основной и дополнительной литературе. Доработка структуры баз данных (как часть лабораторной работы) Сам. работа 5 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.7. Организация управления жизненным циклом информационных систем Лекции 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.8. Построение IT-инфраструктуры предприятия, определение IT-ресурсов Лабораторные 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.9. Теоретическая подготовка по теме 3. Завершение выполнения лабораторной работы по данной теме. Сам. работа 5 6 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.10. Стратегическое планирование в области информационных технологий на предприятии Лекции 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.11. Разработка IT-стратегии предприятия Лабораторные 5 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.12. Теоретическая подготовка по теме 4. Разработка дерева целей по реализации IT-стратегии предприятия Сам. работа 5 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.13. Выбор решений в области информационных технологий Лекции 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.14. Разработка документации для проведения процедуры тендера на предприятии Лабораторные 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.15. Теоретическая подготовка по теме 5. Доработка анкеты участника тендера (для смежной подгруппы студентов) Сам. работа 5 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.16. Управление проектами в области информационных технологий Лекции 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.17. Определение стадий проекта по разработке ИС на исследуемом предприятии. Выполнение тестовых заданий по теме Лабораторные 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.18. Теоретическая подготовка по теме 6 (подготовка к тестированию). Описание действий по управлению работами на каждой стадии проектирования ИС Сам. работа 5 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.19. Управление IT-персоналом предприятия Лекции 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.20. Теоретическая подготовка по теме 7. Сам. работа 5 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.21. Управление внедрением информационных систем Лекции 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.22. Формирование команды внедрения ИС. Разработка графика внедрения ИС. Построение диаграммы Гантта. Лабораторные 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.23. Выполнение упражнения "Внедрение обучающей Web-программы в организации". Описание организационных этапов внедрения ИС на предприятии Сам. работа 5 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.24. Разработка презентации по вопросам управления рисками в области информационных технологий на предприятии Лабораторные 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.25. Теоретическая подготовка по теме "Управление эксплуатацией ИС" Сам. работа 5 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.26. Разработка кроссворда по курсу "Управление жизненным циклом ИС" Сам. работа 5 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Г. Елиферев, В. В. Репин Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник М.: ИНФРА-М, 2015 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. Проектирование информационных систем: Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление жизненным циклом ИС intuit.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
1с-bitrix

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в компьютерных классах.
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.