МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эффективность ИТ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Поддубнова С.А.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Кузьмин П.И.

Рабочая программа дисциплины
Эффективность ИТ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор Кожевина О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор Кожевина О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
формирование у бакалавров твердых теоретических знаний и практических навыков по использованию и совершенствованию современного математического аппарата, методов и инструментов принятия
оптимальных решений по видам профессиональной деятельности, их применения для повышения эффективности информационных систем
Задачи учебной дисциплины:
• Сформировать у студентов понимание эффективности ИТ и ее показателей;
• Показать разнообразие существующих методик определения эффективности ИТ;
• Научить студентов практике бюджетирования в области ИТ и оптимизации соотнощения «доходы/расходы».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 проведение обследования деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Цели обследования предприятия
Методы проведения обследования предприятия
Правила применения методов обследования для различных процессов
Методики сравнения программных средств и информационных технологий.
Алгоритм проведения обследования деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий
3.2.Уметь:
3.2.1.Составлять план обследования
Применять знания в области обследования предприятия и ИТ-инфраструктуры предприятия
Выбирать оптимальную стратегию обследования
Собрать и систематизировать информацию о структуре компании и ее бизнес-процессах
Проводить сравнительный анализ и выбор ИТ для решения прикладных задач и создания ИС.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Основными навыками обследования
Технологией проведения обследования
Навыками анализа результатов обследования
Способностью формировать требования к ИТ-инфраструктуры предприятия
Методами и средствами оценки экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИТ-архитектура прдприятия
1.1. ИТ-архитектура прдприятия Лекции 8 2 Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.2. ИТ-архитектура прдприятия Лабораторные 8 4 Л1.4, Л1.2, Л2.1
1.3. ИТ-архитектура прдприятия Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Разработка ИТ-инфраструктуры предприятия
2.1. Разработка ИТ-инфраструктуры предприятия Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Разработка ИТ-инфраструктуры предприятия Лабораторные 8 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Разработка ИТ-инфраструктуры предприятия Сам. работа 8 10 Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 3. Экономические аспекты ИТ
3.1. Экономические аспекты ИТ Лекции 8 2 Л1.3, Л2.1
3.2. Экономические аспекты ИТ Лабораторные 8 2 Л1.3, Л2.1
3.3. Экономические аспекты ИТ Сам. работа 8 6 Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Понятие экономической эффективности
4.1. Понятие экономической эффективности Лекции 8 2 Л1.3, Л2.1
4.2. Понятие экономической эффективности Лабораторные 8 4 Л1.3, Л2.1
4.3. Понятие экономической эффективности Сам. работа 8 8 Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Бюджетирование в сфере информационных технологий
5.1. Бюджетирование в сфере информационных технологий Лекции 8 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Бюджетирование в сфере информационных технологий Лабораторные 8 4 Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.3. Бюджетирование в сфере информационных технологий Сам. работа 8 10 Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Совокупная стоимость владения ИТ
6.1. Совокупная стоимость владения ИТ Лекции 8 2 Л1.3, Л2.1
6.2. Совокупная стоимость владения ИТ Лабораторные 8 6 Л1.3, Л1.4, Л2.1
6.3. Совокупная стоимость владения ИТ Сам. работа 8 12 Л1.3, Л1.4, Л2.1
Раздел 7. Оценка эффективности ИТ-проектов
7.1. Оценка эффективности ИТ-проектов Лекции 8 2 Л1.4, Л2.1
7.2. Оценка эффективности ИТ-проектов Лабораторные 8 4 Л1.4, Л2.1
7.3. Оценка эффективности ИТ-проектов Сам. работа 8 8 Л1.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимов В.В. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник для вузов М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: М.: Финансы и статистика, 2002
Л1.3 Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб. пособие Юрайт, 2012 bgkpsm.belstu.by
Л1.4 Смирнова Г.Н., А.А. Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем : Учебник М.:Финансы и статистика, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трубилин И.Т, Автоматизированные информационные технологии в экономике: М.: Финансы и статистика, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Словари и энциклопедии dic.academic.ru
Э2 Библиотека естественных наук РАН www.benran.ru
Э3 Глоссарий.ру www.glossary.ru
Э4 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов collection.edu.ru
Э5 Интернет университет информационных технологий http://www.intuit.ru/’
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Стратегическое управление вынуждено стало активно пересматривать и обновлять цели развития предприятия, оперативное управление оказалось все более зажатым в жесткие временные рамки. При этом начал объективно формироваться повышенный спрос на информационные системы управления (ИС) различного класса, призванные обеспечить устойчивость предприятий (корпораций) в условиях высокого уровня внешних и внутренних рисков. Внедрение дорогостоящих проектов информатизации предприятий остро поставило вопрос об обоснованности производимых затрат.

Курс «Экономическая эффективность ИТ» посвящен методическим вопросам выбора и оценки информационных систем управления на предприятиях и являет собой описание имеющихся в настоящее время (как общепризнанных, так и дискуссионных) методов и методических подходов для оценки эффективности информационных технологий. Кроме того, в курсе рассматриваются принципы организации и функциональные возможности информационных систем и бюджетирования информационных технологий.

Представленный курс ставит своей целью выявить и показать возникающие в результате внедрения системные эффекты, для перехода, на их основе, к оценке эффективности информационных технологий.
Организация выполнения домашних заданий
При выполнении домашних заданий следует строго придерживаться приведенных в этом разделе правил. Работы, выполненные без соблюдения этих правил, не засчитываются и возвращаются студенту для переработки.
1. Домашние задания выполняются аккуратно на одной стороне листа стандартного формата А4 с использованием приложений MS Office. Текст домашних заданий должен содержать все необходи­мые расчеты и пояснения. Обязательно требуется приложение необходимых распечаток результатов работы компьютерных программ, которые были ис­пользованы при выполнении заданий. Обязательно наличие оглавления и сквозной нумерации всех листов. Листы с тек­стом домашних заданий, в том числе распечатки результатов работы про­грамм и графики, должны быть сшиты.
2. В домашние задания должны быть включены все требуемые зада­чи строго по положенному варианту. Работы, содержащие задания не сво­его варианта, не засчитываются. Перед решением каждой задачи необхо­димо полностью выписать ее условие.
3. При указании преподавателя на требуемую переработку все не­обходимые дополнения студент все требуемые изменения и дополнения прилагает к первоначальному варианту работы, не делая в нем никаких ис­правлений.
4. Во время защиты домашних заданий студент должен кратко из­ложить решения задач и ответить на дополнительные вопросы, продемон­стрировав владение теоретическим материалом и умение применять его к решению конкретных экономических задач.
Темы домашних заданий
Возможные темы домашних заданий:
· Разработка методики оценки экономической эффективности внедрения ERP;
· Разработка методики оценки экономической эффективности внедрения CRM;
· Разработка методики оценки экономической эффективности внедрения системы документооборота;
· Разработка методика оценки экономической эффективности повышения квалификации персонала;
· Разработка методики оценки экономической эффективности смены версии программного обеспечения
· Разработка бюджета производственной ИТ - компании;
· Разработка ИТ – бюджета машиностроительного холдинга.