МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка информационных систем управления проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильУправление проектами в ГМУ
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_04_04_УП вГМУ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Разработка информационных систем управления проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2014 г. № 1518)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. экон. наук, Кожевина О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук, Кожевина О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение слушателями знаний основных стандартов проектирования информационных систем (ИС);
усвоение слушателями знаний методологических основ проектирования ИС;
развитие у слушателей умений использования соответствующего инструментария для проектирования и разработки ИС;
формирование у слушателей необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно видеть этапы и процесс разработки программных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников
ПК-12 способностью использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач
ПК-13 способностью критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стадии и этапы создания информационных систем (ИС);
модели и процессы жизненного цикла ИС;
современные стандарты и методологии проектирования и разработки ИС;
принципы методологии гибкой (agile) разработки ИС.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить анализ предметной области, выявлять потребности заказчика;
проводить сравнительный анализ и выбор ИТ для создания ИС;
выбирать инструментальные средства и технологии проектирования и разработки ИС;
составлять (писать) техническую документацию, сопровождающую ИТ-проект.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.программными инструментами, используемыми на различных стадиях проектирования и разработки ИС;
навыками использования технологических стандартов проектирования и разработки ИС;
навыками разработки технологической документации;
культурой речи и терминологией в области ИТ и ИС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологии и стандарты разработки информационных систем
1.1. Введение в программную инженерию Лекции 3 0,5 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Организация процесса разработки информационных систем Лекции 3 0,5 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Стандарты на процессы и организацию жизненного цикла. Гибкая методология разработки Лекции 3 1 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Анализ предметной области. Моделирование бизнес-процессов Практические 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Техническое задание Практические 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 8 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Процессы разработки ИС
2.1. Формирование и анализ требований Лекции 3 1 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Формирование и анализ требований. Модель прецедентов Практические 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 3 6 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Архитектурное проектирование Лекции 3 1 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Модель анализа. Выбор архитектуры ИС Практические 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Проектирование интерфейса Лекции 3 1 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Модель проектирования. Дизайн UI Практические 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.13. Кодирование и тестирование программного обеспечения Лекции 3 1 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 6 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.15. Модель реализации Практические 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.16. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Леоненков А. Нотация и семантика языка UML: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беликова И.П. Управление проектами : краткий курс лекций : Учебник из университетской библиотеки "Оnline" Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Гниденко И. Г., Павлов Ф. Ф., Федоров Д. Ю. Технология разработки программного обеспечения: Учебное пособие Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Разработка прикладных программных решений на основе объектно-ориентированного подхода" portal.edu.asu.ru
Э2 IBM developerWorks www.ibm.com
Э3 Object Management Group - UML www.uml.org
Э4 Курсы ИТ-менеджмента – При МГТУ им. Баумана www.specialist.ru
Э5 Система управления проектами Адванта / Блог www.advanta-group.ru
Э6 Object Management Group - UML www.uml.org
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice.org / LibreOffice,
Firefox/Chrome/Chromium,
XMind / FreeMind;
Bizagi Modeler,
IBM Rational Software Architect Designer,
IBM Rational Data Architect,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов — способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3048