Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.05. Бизнес-информатика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_05_БИ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 20.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук, профессор О.П.Мамченко
1.1. | Учебный курс «Анализ данных» посвящен проектированию бизнес-исследований, проверке и обоснованию надежности их результатов, применению математико-статистических методов обработки и анализа эмпирических данных, проверки исследовательских гипотез, прогнозирования. Основная цель курса – освоение специальных методов и прикладного программного обеспечения (математико-статистических пакетов R, PSPP, SPSS) для математически корректного анализа результатов количественных исследований в экономических и бизнес-областях. Главной особенностью курса является его практическая направленность. В рамках курса рассматриваются реальные задачи в областях маркетинга, управления, прогнозирования и оптимизации производства товаров, оценки качества товаров и услуг и многих других сферах деятельности. В течение курса студентам будут предложено свыше 100 задач для самостоятельного решения и решения на лабораторных занятиях. Учебный курс направлен на формирование основ статистической грамотности в тех областях, которые часто остаются за пределами базовых вузовских курсов по математике, статистике и эконометрике, а также многих учебников и учебных пособий. Особое внимание уделяется математическим основам проектирования количественных социально-экономических измерений: подробно рассматриваются виды измерительных шкал, методы калибровки и конвертирования данных из неметрических в метрические шкалы (в том числе с использованием модели Г. Раша), подходы и методы для оценки точности и надежности социально-экономических измерений (с использованием коэффициента альфа Кронбаха, коэффициентов Гутмана и других критериев и показателей). Также более обстоятельно, чем в базовых курсах по статистике и эконометрике, рассматриваются вопросы статистической проверки исследовательских гипотез, разбираются особенности использования статистических критериев и методов для такой проверки и получения корректных (с математической точки зрения) результатов. Заметное место занимает обсуждение вопросов корректного и адекватного использования методов корреляционно-регрессионного анализа и анализа временных рядов для прогнозирования социально-экономических процессов. Целью учебного курса является обучение студентов навыкам практического использования современных программных продуктов для корректного статистического анализа результатов эмпирических бизнес-исследований, построения прогнозов, оценки рисков и принятия на этой основе управленческих решений в различных областях экономики и бизнеса. Задачи курса: познакомить с методами оценки качества результатов статистических бизнес-исследований; дать представление о возможностях и функциях статистических пакетов для анализа социально-экономических процессов; научить уверенно использовать пакеты статистические пакеты для обработки данных; научить корректной интерпретации полученных результатов для анализа, прогнозирования и оценки рисков. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-4 | проведение анализа инноваций в экономике, управлении и информационно-коммуникативных технологиях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы теории социально-экономических измерений, подходы к проектированию измерительных шкал, проверке и обоснованию надежности результатов измерения, применению математико-статистических методов обработки и анализа эмпирических данных, проверки исследовательских гипотез. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять методы проектирования измерительных шкал, проверки и обоснования надежности результатов измерения, проверки исследовательских гипотез, статистической обработки данных. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | обработки данных с использованием специальных методов и прикладного программного обеспечения (математико-статистических пакетов PSPP, R для математически корректного анализа результатов количественных исследований в экономических и социальных областях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Данные и измерения. Логика и методы проверки статистических гипотез. Параметрические и непараметрические методы. Оценка качества измерений. | ||||||
1.1. | Измерение и типы измерительных шкал | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Метод QIPM: пример компромисса между точностью и простотой | Лабораторные | 6 | 1 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Формирование и анализ выборочной совокупности | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
1.4. | Формирование и анализ выборочной совокупности | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
1.5. | Использование статистических пакетов для определения базовых характеристик выборки | Лекции | 6 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Использование статистических пакетов для определения базовых характеристик выборки | Лабораторные | 6 | 4 | Л2.2, Л1.1 | |
1.7. | Проверка статистических гипотез | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
1.8. | Проверка статистических гипотез | Лабораторные | 6 | 4 | Л2.2, Л1.1 | |
1.9. | Параметрические методы проверки статистических гипотез | Лекции | 6 | 4 | Л2.2, Л1.1 | |
1.10. | Параметрические методы проверки статистических гипотез | Лабораторные | 6 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.11. | Непараметрические методы проверки статистических гипотез | Лабораторные | 6 | 5 | Л2.2, Л1.1 | |
1.12. | Дисперсионный анализ | Лекции | 6 | 0 | Л2.2, Л1.1 | |
1.13. | Дисперсионный анализ | Лабораторные | 6 | 4 | Л2.2, Л1.1 | |
1.14. | Непараметрические методы проверки статистических гипотез | Лекции | 6 | 0 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.15. | Оценка качества измерений и измерительных инструментов в социально-экономических исследованиях | Лекции | 6 | 0 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1 |
1.16. | Оценка качества измерений и измерительных инструментов в социально-экономических исследованиях | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1 |
1.17. | Самостоятельная подготовка по темам курса | Сам. работа | 6 | 39 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по курсу представлен на размещен на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=134#section-0 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дубина И.Н. | Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мхитарян В.С. - Отв. ред. | Анализ данных: Учебник для академического бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
Л2.2 | Дубина И.Н. | Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях: | «Финансы и статистика», 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент: Методы сбора и анализа социологических данных». http://ecsocman.edu.ru/db/sect/124/36.html | |||
Э2 | 2. Сайт В.С. Аванесова. http://testolog.narod.ru | |||
Э3 | 4. Социология и маркетинг в сети. http://socionet.narod.ru/stat.html | |||
Э4 | 5. Социология: методология, методы, математические модели. http://www.nir.ru/socio/scipubl/4M.htm | |||
Э5 | 7. Статистические методы. Сайт А.И. Орлова. http://orlovs.pp.ru/stat.php | |||
Э6 | 8. Центр маркетинга и информационного менеджмента РГГУ. Словарь терминов. http://marketing.rsuh.ru | |||
Э7 | 9. Экономика и математические методы. http://www.cemi.rssi.ru/emm/ | |||
Э8 | 10. Cumulative Item Response Theory Models. | |||
Э9 | http://www.education.umd.edu/Depts/EDMS/tutorials/CIRT.html | |||
Э10 | 11. Expert Choice. www.expertchoice.com | |||
Э11 | 12. Exponenta.ru. Образовательный математический сайт. http://www.exponenta.ru/SOFT/STATIST/STATIST.asp | |||
Э12 | 13. Institute for Objective Measurement. http://www.rasch.org | |||
Э13 | 14. Palisade Decision Tools. www.palisade.com | |||
Э14 | 15. StatSoft Russia. www.statsoft.ru | |||
Э15 | Курс на Едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Excel R PSPP Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент: Методы сбора и анализа социологических данных». http://ecsocman.edu.ru/db/sect/124/36.html 2. Сайт В.С. Аванесова. http://testolog.narod.ru 3. Статистические методы. Сайт А.И. Орлова. http://orlovs.pp.ru/stat.php 4. Центр маркетинга и информационного менеджмента РГГУ. Словарь терминов. http://marketing.rsuh.ru 5. Экономика и математические методы. http://www.cemi.rssi.ru/emm/ 6. Cumulative Item Response Theory Models. http://www.education.umd.edu/Depts/EDMS/tutorials/CIRT.html 7. Exponenta.ru. Образовательный математический сайт. http://www.exponenta.ru 8. StatSoft Russia. http://www.statsoft.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Формы работы по курсу: лекционные и лабораторные занятия в компьютерном классе, выполнение домашних. Виды контроля: текущий и итоговый. В рамках текущего контроля фиксируется посещение студентами лекционных и лабораторных занятий, а также выполнение домашних заданий. Форма итогового контроля (экзамен) – собеседование по темам курса и проверка выполнения экзаменационных заданий. Методика формирования результирующей оценки (см. Приложение). Посещение всех лекционных и лабораторных занятий по курсу является обязательным. Перед каждым лабораторным занятием преподаватель указывает тему, по вопросам к которой следует готовиться, и задачи для самостоятельного выполнения (5-7 заданий по теме). На лабораторном занятии обсуждаются предложенные задания и решаются дополнительные задачи (3-5 задач). По итогам занятия отмечается результативность работы каждого студента (текущий контроль), которая затем учитывается при формировании итоговой оценки по курсу. |