МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология общения и переговоров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель , Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к. псих. н., декан, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология общения и переговоров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол.наук. профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психол.наук. профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов целостного представления об основных проблемах психологии и этики делового общения, понимание которых позволит им в дальнейшем использовать полученные знания как фундаментальную основу для организации совместной деятельности и взаимодействия в осваиваемой профессии.
Задачи освоения дисциплины
- формирование теоретические знания о важнейших закономерностях общения как процесса.
- формирование понимания сущности, принципов, целей и задач психологии общения;
- понимать психологические методы взаимодействия в процессе общения;
- показать роль и место психологических аспектов общения в современном обществе;
- сформировать знание о нормах общения;
- научить пользоваться современными подходами в психологии в реализации задач общения в управлении коллективами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром
ПК-16 способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности
ПК-18 способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата
ПСК-1 подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные категории и понятия психологии общения и переговоров; основные отечественные и зарубежные подходы и концепции в области психологии общения и ведения переговоров; методы и специфику психодиагностики особенностей и эффективности общения и переговорного процесса; современные методы и технологии делового и личного общения, организации и ведения переговорного процесса; процессуальные и содержательные проблемы делового общения и переговоров в организациях; критерии эффективности делового общения и переговорного процесса и требования к личности и подготовке психолога-ведущего переговоры; этические аспекты профессиональной деятельности психолога-ведущего переговоры.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать психологическое пространство и взаимодействие в формате переговорного процесса, делового и личного общения; организовывать деловое общение и переговорные мероприятия в соответствии с возрастом, полом и уровнем образования потенциальных участников процесса; учитывать факторы, влияющие на успешность личного и делового общения, переговорного процесса; применять различные психодиагностические, профилактические и коррекционно-развивающие техники в работе с группой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.общей, профессиональной, информационной и психологической культурой общения и ведения переговорного процесса; навыками организации, проведения и мониторинга эффективности общения и переговоров; методами и приемами эффективного психологического взаимодействия с группой; навыками построения и организации диагностических процедур в формате делового общения и переговорного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы психологии общения и переговоров
1.1. Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Содержание, цель и средства общения Лекции 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Понятие коммуникативной ситуации. Виды коммуникаций. Структура. Массовая коммуникация и ее специфика. Общение в системе межличностных и общественных отношений Практические 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие коммуникативной ситуации. Виды коммуникаций. Структура. Массовая коммуникация и ее специфика. Общение в системе межличностных и общественных отношений Сам. работа 9 4 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Барьеры межличностной коммуникации. Варианты речевого поведения: говорение и слушание. Приемы эффективного слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Практические 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Барьеры межличностной коммуникации. Варианты речевого поведения: говорение и слушание. Приемы эффективного слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Сам. работа 9 5 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Проблема эффективности публичного выступления. Критерии эффективности. Факторы успешности публичного выступления. Лекции 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Проблема эффективности публичного выступления. Критерии эффективности. Факторы успешности публичного выступления. Сам. работа 9 4 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Невербальная коммуникация, ее виды. Интерактивная сторона общения. Структура взаимодействия. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Манипулирование в общении Практические 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Невербальная коммуникация, ее виды. Интерактивная сторона общения. Структура взаимодействия. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Манипулирование в общении Сам. работа 9 5 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Роль социальной перцепции в процессе взаимопонимания. Специфика межличностной перцепции. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции Лекции 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Роль социальной перцепции в процессе взаимопонимания. Специфика межличностной перцепции. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции Практические 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.12. Межличностная аттракция. Ее виды. Факторы возникновения и развития аттракции. Понимание в процессе межличностного общения. Стереотипы и их роль в понимании. Практические 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.13. Межличностная аттракция. Ее виды. Факторы возникновения и развития аттракции. Понимание в процессе межличностного общения. Стереотипы и их роль в понимании. Сам. работа 9 4 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Особенности делового общения и ведения переговоров
2.1. Деловое общение и его специфика. Стадии организации и ведения деловых переговоров Лекции 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Деловое общение и его специфика. Стадии организации и ведения деловых переговоров.Трудности и дефекты общения. Дефицитное общение. Акцентуации характера и дефекты общения Практические 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Компетентность в общении. Пути и способы развития компетентности в общении. . / Лекции 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.4. Деловое общение и его специфика. Стадии организации и ведения деловых переговоров.Трудности и дефекты общения. Дефицитное общение. Акцентуации характера и дефекты общения Сам. работа 9 4 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.5. Современное состояние проблемы – теоретические подходы и модели к понятию переговоры./ Сам. работа 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.6. Динамика, функции, типология переговоров. Концепция деловых переговоров: методы ведения деловых переговоров. Практические 9 2 ПК-10, ПК-16, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.7. Способы разрешения конфликтов. Переговоры как способ предотвращения и разрешения конфликтов на ранней стадии развития социальной напряженности. Сам. работа 9 4 ПК-10, ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.8. Методы улучшения восприятия и общения в переговорном процессе. Основные проблемы общения. Роль эмоций на переговорах: методы управления эмоциональной атмосферой на переговорах. Практические 9 2 ПК-10, ПК-16, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.9. Методы выявление позиций и интересов участников переговоров. Роль объективных критериев на переговорах; типы и способы использования объективных критериев Сам. работа 9 4 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.10. Значение, типы некорректных методов переговоров и способы ведение переговоров с оппонентами, использующими некорректные методы переговоров (оскорбления, угрозы и прочее). Практические 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.11. Социально-психологический портрет эффективного переговорщика. Методы исследования и диагностики уровня эмоциональной устойчивости (неустойчивости) личности Сам. работа 9 4 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.12. Социально-психологический портрет эффективного переговорщика. Методы исследования и диагностики уровня эмоциональной устойчивости (неустойчивости) личности Сам. работа 9 4 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ефимова Наталия Сергеевна Социальная психология: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МИРБИС|Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Букина Е.Я., Климакова Е.В. Деловое общение: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2011 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 2. электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 3. курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Психология общения и переговоров» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование