Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психол.наук. профессор Ральникова И.А.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов целостного представления об основных проблемах психологии и этики делового общения, понимание которых позволит им в дальнейшем использовать полученные знания как фундаментальную основу для организации совместной деятельности и взаимодействия в осваиваемой профессии. Задачи освоения дисциплины - формирование теоретические знания о важнейших закономерностях общения как процесса. - формирование понимания сущности, принципов, целей и задач психологии общения; - понимать психологические методы взаимодействия в процессе общения; - показать роль и место психологических аспектов общения в современном обществе; - сформировать знание о нормах общения; - научить пользоваться современными подходами в психологии в реализации задач общения в управлении коллективами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-10 | способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке |
ПК-16 | способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности |
ПК-18 | способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата |
ПСК-1 | подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные категории и понятия психологии общения и переговоров; основные отечественные и зарубежные подходы и концепции в области психологии общения и ведения переговоров; методы и специфику психодиагностики особенностей и эффективности общения и переговорного процесса; современные методы и технологии делового и личного общения, организации и ведения переговорного процесса; процессуальные и содержательные проблемы делового общения и переговоров в организациях; критерии эффективности делового общения и переговорного процесса и требования к личности и подготовке психолога-ведущего переговоры; этические аспекты профессиональной деятельности психолога-ведущего переговоры. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовывать психологическое пространство и взаимодействие в формате переговорного процесса, делового и личного общения; организовывать деловое общение и переговорные мероприятия в соответствии с возрастом, полом и уровнем образования потенциальных участников процесса; учитывать факторы, влияющие на успешность личного и делового общения, переговорного процесса; применять различные психодиагностические, профилактические и коррекционно-развивающие техники в работе с группой. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | общей, профессиональной, информационной и психологической культурой общения и ведения переговорного процесса; навыками организации, проведения и мониторинга эффективности общения и переговоров; методами и приемами эффективного психологического взаимодействия с группой; навыками построения и организации диагностических процедур в формате делового общения и переговорного процесса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы психологии общения и переговоров | ||||||
1.1. | Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Содержание, цель и средства общения | Лекции | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Содержание, цель и средства общения | Практические | 9 | 2 | ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Понятие коммуникативной ситуации. Виды коммуникаций. Структура. Массовая коммуникация и ее специфика. Общение в системе межличностных и общественных отношений | Практические | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Понятие коммуникативной ситуации. Виды коммуникаций. Структура. Массовая коммуникация и ее специфика. Общение в системе межличностных и общественных отношений | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Барьеры межличностной коммуникации. Варианты речевого поведения: говорение и слушание. Приемы эффективного слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. | Практические | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Барьеры межличностной коммуникации. Варианты речевого поведения: говорение и слушание. Приемы эффективного слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Проблема эффективности публичного выступления. Критерии эффективности. Факторы успешности публичного выступления. | Лекции | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.8. | Проблема эффективности публичного выступления. Критерии эффективности. Факторы успешности публичного выступления. | Практические | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.9. | Проблема эффективности публичного выступления. Критерии эффективности. Факторы успешности публичного выступления. | Сам. работа | 9 | 8 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.10. | Невербальная коммуникация, ее виды. Интерактивная сторона общения. Структура взаимодействия. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Манипулирование в общении | Практические | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.11. | Невербальная коммуникация, ее виды. Интерактивная сторона общения. Структура взаимодействия. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Манипулирование в общении | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.12. | Роль социальной перцепции в процессе взаимопонимания. Специфика межличностной перцепции. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции | Лекции | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.13. | Роль социальной перцепции в процессе взаимопонимания. Специфика межличностной перцепции. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции | Практические | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.14. | Межличностная аттракция. Ее виды. Факторы возникновения и развития аттракции. Понимание в процессе межличностного общения. Стереотипы и их роль в понимании. | Практические | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.15. | Межличностная аттракция. Ее виды. Факторы возникновения и развития аттракции. Понимание в процессе межличностного общения. Стереотипы и их роль в понимании. | Сам. работа | 9 | 8 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Особенности делового общения и ведения переговоров | ||||||
2.1. | Деловое общение и его специфика. Стадии организации и ведения деловых переговоров | Лекции | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Деловое общение и его специфика. Стадии организации и ведения деловых переговоров.Трудности и дефекты общения. Дефицитное общение. Акцентуации характера и дефекты общения | Лекции | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Компетентность в общении. Пути и способы развития компетентности в общении. . / | Практические | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Деловое общение и его специфика. Стадии организации и ведения деловых переговоров.Трудности и дефекты общения. Дефицитное общение. Акцентуации характера и дефекты общения | Сам. работа | 9 | 8 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Современное состояние проблемы – теоретические подходы и модели к понятию переговоры./ | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Динамика, функции, типология переговоров. Концепция деловых переговоров: методы ведения деловых переговоров. | Практические | 9 | 2 | ПК-16, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Способы разрешения конфликтов. Переговоры как способ предотвращения и разрешения конфликтов на ранней стадии развития социальной напряженности. | Сам. работа | 9 | 8 | ПК-16, ПК-18 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Методы улучшения восприятия и общения в переговорном процессе. Основные проблемы общения. Роль эмоций на переговорах: методы управления эмоциональной атмосферой на переговорах. | Практические | 9 | 2 | ПК-16, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Методы выявление позиций и интересов участников переговоров. Роль объективных критериев на переговорах; типы и способы использования объективных критериев | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.10. | Значение, типы некорректных методов переговоров и способы ведение переговоров с оппонентами, использующими некорректные методы переговоров (оскорбления, угрозы и прочее). | Практические | 9 | 2 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.11. | Социально-психологический портрет эффективного переговорщика. Методы исследования и диагностики уровня эмоциональной устойчивости (неустойчивости) личности | Сам. работа | 9 | 8 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.12. | Социально-психологический портрет эффективного переговорщика. Методы исследования и диагностики уровня эмоциональной устойчивости (неустойчивости) личности | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-16, ПК-18, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. | ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ефимова Наталия Сергеевна | Социальная психология: Учебное пособие | ФОРУМ, 2018 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фатеева И. М. | Культура речи и деловое общение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | МИРБИС|Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Букина Е.Я., Климакова Е.В. | Деловое общение: учебно-методическое пособие | Издательство НГТУ, 2011 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | 2. электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | 3. курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность. 2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях. 4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Психология общения и переговоров» придерживайтесь следующих общих рекомендаций. a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий; b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию; c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников, e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела. 5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса. 6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал. 7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование |