МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга природной среды (при поддержке DAAD)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильБиокибернетика, биоинформатика и программная инженерия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_ББиПИ-1-2020-1
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.;к.г.н., Доцент, Бондарович А.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга природной среды (при поддержке DAAD)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 13)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование теоретических представлений об особенностях сбора, анализа и хранения информации в рамках инструментальных наблюдений за окружающей средой в России и за рубежом, изучение особенностей развития региональных систем мониторинга с использованием инновационных автоматических измерительных станций за метеорологическими и гидрологическими параметрами природной окружающей среды, методами обработки данных наземного мониторинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен совершенствовать и реализовывать новые математические методы решения прикладных задач
ПК-2 способность применять новые методы исследования в области биокибернетики, биоинформатики, медицины и проектирования комплексов программ в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы поиска новых достоверных фактов на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, основы составление аналитических обзоров накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности и обобщения полученных результаты в контексте ранее накопленных знаний в сфере анализа окружающей среды и инструменты полевых исследований; теоретические основы сбора, анализа и хранения данных при проведении инструментальных наблюдений за окружающей средой; теоретические основы диагностики проблемы охраны природы с использованием инструментальных наблюдений за окружающей средой, принципы организации инструментальных измерений, организации сбора, обработки и анализа данных, методологические принципы анализа данных результатов инструментальных измерений и разработки прикладного программного обеспечения по их анализу.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых научных исследований, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований в сфере анализа окружающей среды и инструментов полевых исследований, применять на практике изученные методы и подходы, выполнять интерпретацию результатов, применять математические методы как элементов в разработке прикладного программного обеспечения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками постановки проблем и задач, методами комплексных и отраслевых научных исследований, поиска новых достоверных фактов на основе инструментальных наблюдений, опытов и научного анализа мониторинговых данных, обобщения полученных результатов в контексте ранее накопленных знаний в сфере анализа окружающей среды и инструментов полевых исследований, формулировки выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов инструментальных исследований и анализа данных об окружающей среде, навыками при организации и проведении инструментальных (мониторинговых) наблюдений за природными процессами, навыками диагностики природных процессов для разработки мероприятий по снижению экологических рисков, охраны природы и устойчивого развития территорий, сбора и обработки данных временных рядов (большие данные) полученных с наземных измерительных систем, разработки алгоритмов и элементов прикладных программ, включающих анализ результатов инструментальных измерений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения организации мониторинга окружающей среды
1.1. Введение в мониторинг окружающей природной среды. Мировой опыт в организации мониторинга окружающей среды. Примеры организации мониторинга на национальном уровне. Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Агроэкологический мониторинг. Агроэкология как мета-концепция. Блоки агроэкологического мониторинга. Региональные примеры агроэкологического мониторинга в России. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Введение в мониторинг окружающей природной среды. Тестовые задания, задачи на сортировку и сопоставление Практические 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Агроэкологический мониторинг. Тестовые задания, задачи на сортировку и сопоставление. Чтение литературы по теме. Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Метеорологические и гидрологические наблюдения
2.1. Метеорологические наблюдения. Всемирная метеорологическая организация и программы наблюдений. Особенности организации метеорологических наблюдений. Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1
2.2. Агрометеорологический мониторинг (атмосфера). Агрометеорология и автоматические метеорологические станции. Интеллектуальные приборы измерений. Гидрологические наблюдения. Измерение речного стока. Непрерывные наблюдения за уровнем поверхностных вод. Параметры. Методы. Приборы. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.3. Метеорологические наблюдения. Тестовые задания, задачи на сортировку и сопоставление Практические 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1
2.4. Агрометеорологический мониторинг (атмосфера). Гидрологические наблюдения. Тестовые задания, задачи на сортировку и сопоставление. Чтение литературы по теме. Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Агрометеорологический мониторинг (почвы)
3.1. Температура почвы. Теория и измерения. Теплоемкость и теплопроводность почвы. Законы Фурье. Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1
3.2. Вода в почве. Теория и измерение. Объемная влажность почвы. Доступность почвенной влаги растениям. Испарение. Лизиметрический метод измерений. Методы расчета потенциальной и измерения актуальной эвапотранспирации. Эвапорометры. Лизиметры. Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.3. Температура почвы. Тестовые задания, задачи на сортировку и сопоставление. Практические 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1
3.4. Вода в почве. Испарение. Тестовые задания, задачи на сортировку и сопоставление. Практические 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.5. Сбор и хранение данных агроэкологического мониторинга. Большие данные. Облачные сервисы, загрузка и обработка данных из внешних источников. Открытые базы агрометеоролоических и климатических данных. Картографические сервисы. Сам. работа 3 12 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Введение в статистический анализ данных
4.1. Данные агрометеорологического мониторинга Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Данные агрометеорологического мониторинга. Тестовые и практические задания, задачи на сортировку и сопоставление. Расчетное задание. Практические 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Данные агрометеорологического мониторинга. Выполнение расчетного задания. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.4. Анализ климатических изменений на основе описательной статистики Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
4.5. Анализ климатических изменений на основе описательной статистики. Тестовые и практические задания, задачи на сортировку и сопоставление. Расчетное задание. Практические 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
4.6. Анализ климатических изменений на основе описательной статистики. Выполнение расчетного задания. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
4.7. Оценка значимости климатических изменений на основе t-критерия Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
4.8. Оценка значимости климатических изменений на основе t-критерия. Тестовые и практические задания, задачи на сортировку и сопоставление. Расчетное задание. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
4.9. Оценка значимости климатических изменений на основе t-критерия. Выполнение расчетного задания. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Анализ климатических трендов
5.1. Линейная модель тренда Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.2. Линейная модель тренда Тестовые и практические задания, задачи на сортировку и сопоставление. Расчетное задание. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.3. Линейная модель тренда. Выполнение расчетного задания. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.4. Оценка качества модели линейного тренда Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.5. Оценка качества модели линейного тренда. Тестовые и практические задания, задачи на сортировку и сопоставление. Расчетное задание. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.6. Оценка качества модели линейного тренда. Выполнение расчетного задания. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.7. Прогнозирование по тренду Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.8. Прогнозирование по тренду Тестовые и практические задания, задачи на сортировку и сопоставление. Расчетное задание. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.9. Прогнозирование по тренду. Выполнение расчетного задания. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Оценка актуальной и потенциальной эвапотранспирации
6.1. Модель оценки потенциальной эвапотранспирации ФАО 56 Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1
6.2. Использование программы ETo calculator (FAO). Тестовые и практические задания, задачи на сортировку и сопоставление. Расчетное задание. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1
6.3. Модель оценки потенциальной эвапотранспирации ФАО 56. Выполнение расчетного задания. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.2
6.4. Оценка ETa по лизиметрическим измерениям Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1
6.5. Оценка ETa по лизиметрическим измерениям. Тестовые и практические задания, задачи на сортировку и сопоставление. Расчетное задание. Практические 3 4 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1
6.6. Оценка ETa по лизиметрическим измерениям. Выполнение расчетного задания. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Цели и задачи мониторинга окружающей природной среды. Мировой опыт в организации мониторинга окружающей среды. Примеры организации мониторинга на национальном уровне.
2. Агроэкологический мониторинг. Агроэкология как мета-концепция. Блоки агроэкологического мониторинга. Региональные примеры агроэкологического мониторинга в России.
3. Метеорологические наблюдения. Всемирная метеорологическая организация и программы наблюдений. Особенности организации метеорологических наблюдений.
4. Агрометеорологический мониторинг (атмосфера). Агрометеорология и автоматические метеорологические станции. Интеллектуальные приборы измерений.
5. Гидрологические наблюдения. Измерение речного стока. Непрерывные наблюдения за уровнем поверхностных вод. Параметры. Методы. Приборы.
6. Температура почвы. Теория и измерения. Теплоемкость и теплопроводность почвы. Законы Фурье.
7. Вода в почве. Теория и измерение. Объемная влажность почвы. Доступность почвенной влаги растениям.
8. Испарение. Лизиметрический метод измерений. Методы расчета потенциальной и измерения актуальной эвапотранспирации. Эвапорометры. Лизиметры.
9. Сбор и хранение данных агроэкологического мониторинга. Большие данные. Облачные сервисы.
10. Данные агрометеорологического мониторинга.
11. Анализ климатических изменений на основе описательной статистики.
12. Оценка значимости климатических изменений на основе t-критерия.
13. Линейная модель тренда.
14. Оценка качества модели линейного тренда.
15. Прогнозирование по тренду.
16. Модель оценки потенциальной эвапотранспирации ФАО 56.
17. Оценка ETa по лизиметрическим измерениям.

Расчетные задания:
Задание 1. Расчитать используя суточные метеорологические данные величину среднегодовых температур и осадков. Проанализировать общую динамику процесса.
Задание 2. Выполнить сравнительный анализ показателей дескриптивной статистики для двух периодов наблюдений 1960-1969 гг. и 2000-2019 гг. по данным метеостанции Улан-Удэ и оценить наблюдаемые различия статистических свойств наблюдаемых метеорологических индикаторов.
Задание 3. Выполнить сравнительный анализ t-критерия Стьюдента для двух периодов наблюдений 1960-1969 гг. и 2000-2019 гг. по данным метеостанции Улан-Удэ и оценить наблюдаемые различия статистических свойств наблюдаемых метеорологических индикаторов.
Задание 4. Рассчитать параметры уравнения тренда среднегодовых температур и сумм осадков за 1960-2019 гг. по данным метеостанции Улан-Удэ и интерпретировать результаты.
Задание 5. Оценить качество уравнения тренда среднегодовых температур и сумм осадков за 1960-2019 гг. по данным метеостанции Улан-Удэ и интерпретировать результаты.
Задание 6. Выполнить прогноз среднегодовой температуры и суммы осадков за 1960-2019 гг. по данным метеостанции Улан-Удэ и интерпретировать результаты. Получить точечные и интервальные оценки.
Задание 7. Расчитать ETo по данным суточных наблюдений метеостанции Полуямки.
Задание 8. Расчитать величина ETa по данным часовых наблюдений метеостанции и лизиметрической станции Полуямки.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воскобойников Ю.Е. Эконометрика в Excel. Модели временных рядов: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л1.2 Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.3 Шамраев, А.В. Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сенников В.А., Ларин Л.Г., Белолюбцев А.И., Коровина Л.Н. Практикум по агрометеорологии: практикум КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Ганичева А.В. Прикладная статистика: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн курс на платформе Stepik.org Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных stepik.org
Э2 Грингоф И.Г., Фёдорова З.С. Белолюбцев А.?И., Малахова С.?Д. Практикум по агрометеорологии. Часть I. Метеорологические измерения и наблюдения. Часть II. Агрометеорологические измерения и наблюдения: Учебное пособие. Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД»,?2018 384 с. ipk.meteorf.ru
Э3 Бондарович А., Понькина Е., Россова А., Шмидт Г., Иллигер П. Оценка потенциальной и актуальной эвапотранспирации на основе метеорологических и лизиметрических данных: учеб.-метод. пособие. Барнаул : АлтГУ, 2019. URL: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/8616
Э4 Онлайн-модули обучения для программ географов и экологических наук с участием в институте, Университет Мартина-Лютера Галле-Виттенберг www.geo.uni-halle.de
Э5 GEOVLEX – это электронное обучение с использованием геоинформационных онлайн-сервисов, Университет Мартина-Лютера Галле-Виттенберг mars.geographie.uni-halle.de
Э6 Официальный сайт Всемирной метеорологической организации(ВМО) public.wmo.int
Э7 ВМО-№ 8, 2014: Руководство по метеорологическим приборам и методам наблюдений ipk.meteorf.ru
Э8 ВМО-№ 100, 2018 Руководство по климатологической практике ipk.meteorf.ru
Э9 Программа(ФАО) для расчета потенциальной эвапотранспирации «ETo Calculator» www.fao.org
Э10 Руководство ФАО: «Десять компонентов агроэкологии: руководство по переходу к устойчивым агропродовольственным системам» www.fao.org
Э11 ВМО-№ 1239. Руководящие принципы ВМО по новым вопросам в области данных. library.wmo.int
Э12 Онлайн курс "Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных" online.edu.ru
Э13 Онлайн курс на портале Moodle "Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга природной среды" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, Microsoft Office 2010, 7-Zip, AcrobatReader, ETo calculator
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
408Л лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга природной среды (при поддержке DAAD)».
При разработке онлайн курса для различных магистерских программ был использован принцип асинхронной организации учебного процесса: метод обучения, в процессе которого контакт между сторонами процесса осуществляется с задержкой во времени, что увеличивает доступность обучения для различных групп студентов, включая, например, работающих специалистов, иностранных студентов в зарубежных странах. Благодаря развитию информационных технологий и современному программному обеспечению, асинхронные среды обучения обеспечивают «высокую степень интерактивности» между участниками, которые отделены друг от друга географически и во времени. Основные подходы, реализуемые в ОК:
• сочетание сетевого / совместного взаимодействия с ведущими вузами / профильными организациями и предприятиями: предоставляет студентам бо'льшую свободу в выборе места и программы обучения, предполагает перезачет курсов, полученных в другом вузе (без этого условия академическая мобильность невозможна), накопление профессиональных знаний, умений (студент может получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д.);
• внедрение интенсивных технологий обучения (компьютерные технологии; технологии, базирующиеся на графических и матричных методах сжатия информации);
• переход от традиционного обучения к новым видам работы в электронной среде: динамический, вариативный электронный курс позволяет индивидуализировать процесс обучения, проектировать индивидуальные траектории обучения, причем «в удобное время и в удобном месте», с возможностью модификации учебного материала и технических решений.
В целом весь образовательный процесс строится в логике деятельности. Преподаватель при этом становится не просто активным участником процесса, а человеком, обеспечивающим успешную групповую коммуникацию, сопровождающим и активизирующим самостоятельную деятельность студентов по решению практических или теоретически значимых профессиональных проблем и задач
Лекционные занятия предлагается освоить в формате онлайн на платформе Stepik: URL: https://stepik.org/course/82882/syllabus/ в сочетании с консультированием в виде «комментариев», которые «встроены» в уроках курса, либо консультаций с использованием широкого набора современных «коммуникаторов»: Zoom, Skype, WhatsApp, а также очных консультаций. Онлайн-курс содержит 6 учебных модулей, в каждом модуле содержится несколько уроков. Общий (рекомендуемый) срок обучения составляет 9 недель. Рекомендуемое время прохождения каждого модуля представлено в таблице, хотя мы понимаем, что скорость обучения является индивидуальной.
Модуль 1 1 неделя
Модуль 2 1 неделя
Модуль 3 1 неделя
Модуль 4 1 неделя
Модуль 5 2 недели
Модуль 6 2 недели
Итоговый тест 1 неделя
На каждой учебной неделе студентам необходимо изучить несколько коротких видео-лекций (от 10 до 15 минут), закрепить пройденный материал посредством изучения текстовых лекций и выполнения практических заданий. Лекционные материалы чередуются с простыми тестами для проверки понимания изученного материала. Прохождение урока, осуществляется посредством прохождения шагов. В левой верхней части окна расположены индикаторы прохождения урока. Вы можете перемещаться в рамках одного урока используя данные опции. Для усвоения лекционного материала предусмотрены как видео-лекции, размещенные по адресу, так и аудиторные лекционные занятия. Текстовые лекции содержат также списки рекомендованной литературы и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Работая над материалами лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям.
Важно в ходе освоения курса закрепить полученные знания на практике. Вам будут предложены различные варианты заданий. Все практические занятия, особенно тестовые вопросы в основном построены на закреплении лекционного материала. Для более углубленного понимания той или иной темы предлагаются: табличные и текстовые задачи, задачи на сопоставление и сортировку, а также на статистическую обработку и анализ данных. Результат решения каждой задачи оценивается в баллах. Набранную сумму в баллах вы видите с соответствующем поле. Решать задачу можно многократно, неверные попытки (как правило ограничение 3 попытки) не учитываются при начислении баллов. Платформа Stepik, на которой разработан онлайн курс обладает «дружественным» для пользователя интерфейсом. Например, в каждом задании существует опция «публичного комментария». По – существу «публичный комментарий» позволит в случае необходимости развернуть дискуссию и в общем-то осуществлять консультационную работу. Все публичные комментарии в режиме онлайн поступают на e-mail преподавателей, а наличие мобильного интернета позволяет осуществлять незамедлительный обмен информации между студентами и преподавателями. Подготовка студента к занятию следует начинать с прослушивания видео-лекций, чтения текстовых конспектов-лекций, а также изучения рекомендованной литературы.
Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга природной среды (при поддержке DAAD) » не предусмотрены.
Методические указания обучающимся при выполнении курсовых работ. Курсовые работы по дисциплине «Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга природной среды (при поддержке DAAD)» не предусмотрены.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы.
В курсе выделены специальные практические задания, которые требуют более активного участия студента в освоение дополнительного материала. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы студента. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное между студентами и преподавателями обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.