МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Модели системного компромисса
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильБиокибернетика, биоинформатика и программная инженерия. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_ББиПИ-1-2020-1
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.т.н., Доцент, Маничева А.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Модели системного компромисса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 13)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., профессор Хворова Л.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., профессор Хворова Л.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование теоретических знаний об основных понятиях и методах математического и компьютерного построения моделей системного компромисса, практических навыков по применению современных методов экономико-математического построения моделей системного компромисса.
Для достижения цели ставятся задачи:
1. Изучить основные понятия и концепции системного компромисса.
2. Сформировать умения использовать методы системного компромисса в решении теоретических и практических задач.
3. Уметь проводить исследования моделей системного компромисса и интерпретировать полученные результаты.
4. Изучить особенности моделей системного компромисса для систем обмена товарами с торговыми посредниками и систем охраны окружающей среды.
5. Уметь владеть методами анализа уровней информированности корпоративного центра в многоуровневых системах.
6. Сформировать практические навыки решения прикладных задач экономико-математического построения моделей системного компромисса.
7. Владеть навыками работы со специализированной учебной и научной литературой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ОПК-2: Способен совершенствовать и реализовывать новые математические методы решения прикладных задач
ПК-2: способность применять новые методы исследования в области биокибернетики, биоинформатики, медицины и проектирования комплексов программ в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие компромисса; понятие системного компромисса; методологические аспекты математического исследования компромиссов; этапы построения моделей системного компромисса; основы применения моделей системного компромисса для анализа и оптимизации объектов в экономике; механизмы системного компромисса в решении межуровневых конфликтов; административно-командные методы и модели охраны окружающей среды; иметь представление о базисной модели товарных рынков с торговыми посредниками.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой; формулировать и записывать математические модели системного компромисса в задачах реальных процессов и проводить их анализ, оценивать пределы применимости результатов; находить решение модели системного компромисса функционирования корпоративных систем при различных механизмах распределения ресурса и при варьировании уровня информированности корпоративного центра с использованием прикладных математических пакетов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с учебной и учебно-методической литературой; навыками употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов; навыками работы в программах электронных таблицах (введение формул, использование функций, построение диаграмм); навыками использования графиков, таблиц при решении задачи и проведении анализа найденного решения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в теорию системного компромисса
1.1. Концепция и модели системного компромисса Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Концепция и модели системного компромисса Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Механизмы системного компромисса в социально-экономических исследованиях Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.6
1.4. Механизмы системного компромисса в социально-экономических исследованиях Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6
Раздел 2. Прикладные задачи системного компромисса
2.1. Моделирование региональных систем охраны окружающей среды Лекции 2 4 Л1.1, Л2.5
2.2. Моделирование региональных систем охраны окружающей среды Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.5
2.3. Моделирование систем обмена товарами с торговыми посредниками Лекции 2 2 Л1.1, Л2.6
2.4. Моделирование систем обмена товарами с торговыми посредниками Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.6
2.5. Сценарное моделирование организационных механизмов функционирования корпоративных систем. Часть 1: Различные механизмы распределения ресурса Практические 2 10 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.6. Различные механизмы распределения ресурса в социально-экономических системах Сам. работа 2 9 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.7. Сценарное моделирование организационных механизмов функционирования корпоративных систем. Часть 2: Варьирование уровня информированности корпоративного центра Практические 2 8 Л1.1, Л2.3
2.8. Уровень информированности корпоративного центра в моделях системного компромисса Сам. работа 2 40 Л1.1, Л2.3
2.9. Экзамен 2 27 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Методологические аспекты математического исследования конфликтов в современных теориях организационных систем.
2. Базисные модели системного компромисса.
3. Основы применения моделей системного компромисса для анализа и оптимизации объектов в экономике.
4. Примеры применения моделей системного компромисса в социально-экономических исследованиях.
5. Механизмы системного компромисса в решении межуровневых конфликтов.
6. Системные компромиссы в «мягких» социально-экономических системах.
7. Административно-командные методы и модели охраны окружающей среды.
8. Модели охраны окружающей среды с использованием штрафных функций.
9. Базисная модель товарных рынков с торговыми посредниками.
10. Моделирование механизмов достижения равновесия товарного рынка с торговыми посредниками.
11. Конкурентное равновесие с посредниками в модели Вальраса.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены рефераты по разделам "Введение в теорию системного компромисса", "Прикладные задачи системного компромисса".
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые расчётные задания, задания для практических работ, задания в тестовой форме, вопросы к экзамену. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Используемые формы текущего контроля: контрольные работы; аудиторные самостоятельные работы; типовые расчётные задания; практические работы; устный опрос.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Оскорбин Н.М., Журавлева В.В. Аналитические методы и модели в экономике: Учебное пособие Барнаул: АГУ, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Оскорбин Н.М. Исследование систем управления: конспект лекций Барнаул, 2011
Л2.2 Новиков Д.А., Петраков С.Н. Курс теории активных систем: М.: Синтег, 1999 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82783
Л2.3 Алгазин Г.И. Математические модели системного компромисса: монография Изд-во АГУ, Барнаул, 1999
Л2.4 Бурков В.Н., Дорохин В.В., Балашов В.Г. Механизмы согласования корпоративных интересов: М.: ИПУ РАН, 2002
Л2.5 Горелик В.А., Кононенко А.Ф. Теоретико-игровые модели принятия решений в эколого-экономических системах: М.: Радио и связь, 1982
Л2.6 Губко М.В., Новиков Д.А. Теория игр в управлении организационными системами: М.: Синтег, 2005 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 Электронный курс в системе Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=407
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader.
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Модели системного компромисса» необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и тестам;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины «Модели системного компромисса» настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады или рефераты в соответствии с темами самостоятельной работы.