Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Биокибернетика, биоинформатика и программная инженерия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_ББиПИ-1-2020-1 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., профессор Хворова Л.А.
1.1. | Цель - формирование теоретических знаний об основных понятиях и методах математического и компьютерного построения моделей системного компромисса, практических навыков по применению современных методов экономико-математического построения моделей системного компромисса. Для достижения цели ставятся задачи: 1. Изучить основные понятия и концепции системного компромисса. 2. Сформировать умения использовать методы системного компромисса в решении теоретических и практических задач. 3. Уметь проводить исследования моделей системного компромисса и интерпретировать полученные результаты. 4. Изучить особенности моделей системного компромисса для систем обмена товарами с торговыми посредниками и систем охраны окружающей среды. 5. Уметь владеть методами анализа уровней информированности корпоративного центра в многоуровневых системах. 6. Сформировать практические навыки решения прикладных задач экономико-математического построения моделей системного компромисса. 7. Владеть навыками работы со специализированной учебной и научной литературой. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
ОПК-2 | Способен совершенствовать и реализовывать новые математические методы решения прикладных задач |
ПК-2 | способность применять новые методы исследования в области биокибернетики, биоинформатики, медицины и проектирования комплексов программ в сфере профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие компромисса; понятие системного компромисса; методологические аспекты математического исследования компромиссов; этапы построения моделей системного компромисса; основы применения моделей системного компромисса для анализа и оптимизации объектов в экономике; механизмы системного компромисса в решении межуровневых конфликтов; административно-командные методы и модели охраны окружающей среды; иметь представление о базисной модели товарных рынков с торговыми посредниками. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой; формулировать и записывать математические модели системного компромисса в задачах реальных процессов и проводить их анализ, оценивать пределы применимости результатов; находить решение модели системного компромисса функционирования корпоративных систем при различных механизмах распределения ресурса и при варьировании уровня информированности корпоративного центра с использованием прикладных математических пакетов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с учебной и учебно-методической литературой; навыками употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов; навыками работы в программах электронных таблицах (введение формул, использование функций, построение диаграмм); навыками использования графиков, таблиц при решении задачи и проведении анализа найденного решения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в теорию системного компромисса | ||||||
1.1. | Концепция и модели системного компромисса | Лекции | 2 | 6 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.6 | |
1.2. | Концепция и модели системного компромисса | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.6 | |
1.3. | Механизмы системного компромисса в социально-экономических исследованиях | Лекции | 2 | 6 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1 | |
1.4. | Механизмы системного компромисса в социально-экономических исследованиях | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.1 | |
Раздел 2. Прикладные задачи системного компромисса | ||||||
2.1. | Моделирование региональных систем охраны окружающей среды | Лекции | 2 | 4 | Л1.1, Л2.5 | |
2.2. | Моделирование региональных систем охраны окружающей среды | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.5 | |
2.3. | Моделирование систем обмена товарами с торговыми посредниками | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Моделирование систем обмена товарами с торговыми посредниками | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Сценарное моделирование организационных механизмов функционирования корпоративных систем. Часть 1: Различные механизмы распределения ресурса | Практические | 2 | 10 | Л1.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4 | |
2.6. | Различные механизмы распределения ресурса в социально-экономических системах | Сам. работа | 2 | 9 | Л1.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4 | |
2.7. | Сценарное моделирование организационных механизмов функционирования корпоративных систем. Часть 2: Варьирование уровня информированности корпоративного центра | Практические | 2 | 8 | Л1.1, Л2.6 | |
2.8. | Уровень информированности корпоративного центра в моделях системного компромисса | Сам. работа | 2 | 40 | Л1.1, Л2.6 | |
2.9. | Экзамен | 2 | 27 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Методологические аспекты математического исследования конфликтов в современных теориях организационных систем. 2. Базисные модели системного компромисса. 3. Основы применения моделей системного компромисса для анализа и оптимизации объектов в экономике. 4. Примеры применения моделей системного компромисса в социально-экономических исследованиях. 5. Механизмы системного компромисса в решении межуровневых конфликтов. 6. Системные компромиссы в «мягких» социально-экономических системах. 7. Административно-командные методы и модели охраны окружающей среды. 8. Модели охраны окружающей среды с использованием штрафных функций. 9. Базисная модель товарных рынков с торговыми посредниками. 10. Моделирование механизмов достижения равновесия товарного рынка с торговыми посредниками. 11. Конкурентное равновесие с посредниками в модели Вальраса. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Предусмотрены рефераты по разделам "Введение в теорию системного компромисса", "Прикладные задачи системного компромисса". |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые расчётные задания, задания для практических работ, задания в тестовой форме, вопросы к экзамену. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины. Используемые формы текущего контроля: контрольные работы; аудиторные самостоятельные работы; типовые расчётные задания; практические работы; устный опрос. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Оскорбин Н.М., Журавлева В.В. | Аналитические методы и модели в экономике: Учебное пособие | Барнаул: АГУ, 2015 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Губко М.В., Новиков Д.А. | Теория игр в управлении организационными системами: | М.: Синтег, 2005 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83016 |
Л2.2 | Оскорбин Н.М. | Исследование систем управления: конспект лекций | Барнаул, 2011 | |
Л2.3 | Новиков Д.А., Петраков С.Н. | Курс теории активных систем: | М.: Синтег, 1999 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Бурков В.Н., Дорохин В.В., Балашов В.Г. | Механизмы согласования корпоративных интересов: | М.: ИПУ РАН, 2002 | |
Л2.5 | Горелик В.А., Кононенко А.Ф. | Теоретико-игровые модели принятия решений в эколого-экономических системах: | М.: Радио и связь, 1982 | |
Л2.6 | Алгазин Г.И. | Математические модели системного компромисса: монография | Изд-во АГУ, Барнаул, 1999 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э3 | электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru; | |||
Э4 | свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org | |||
Э5 | Электронный курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Модели системного компромисса» необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и тестам; - усвоить содержание ключевых понятий; - систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины «Модели системного компромисса» настоятельно рекомендуется: - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады или рефераты в соответствии с темами самостоятельной работы. |