Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Цифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_ЦМА-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 126 | 126 | 126 | 126 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна
1.1. | Дисциплина «Технологии онлайн опросов» направлена на получение знаний, умений и навыков проведения социологических исследований в сети Интернет на основе существующих платформ, в том числе подготовку исследование, создание онлайн форм, сбор данных, контроль квот и степени заполняемости, выгрузку данных в различных форматах и их анализ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2 |
ОПК-4.1 | Анализирует варианты формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений; |
ОПК-4.2 | Анализирует программы, стратегии, управленческие решения в социальной сфере и разрабатывает предложения по их улучшению |
ОПК-4.3 | Анализирует и прогнозирует развитие рынков |
ОПК-4.4 | Анализирует риски внедрения результатов социальных проектов и мероприятий; |
ОПК-4.5 | Разрабатывает предложения по отбору и организации работы экспертов в исследуемой области |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные возможности, перспективы и ограничения использования технологий онлайн опросов, особенности различных платформ для проведения исследований, правила и требования к проведению онлайн опросов, способы проверки качества данных, собранных с помощью онлайн технологий, методы повышения достоверности данных онлайн опросов, повышения репрезентативности выборки. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать технологии онлайн опросов для проведения социологических исследований, в том числе конструировать различные шкалы и вопросы разного типа, использовать мультимедийные технологии, исследования труднодоступных групп населения, исследования специфических (сензитивных) тем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками создания и проведения онлайн опросов, привлечения респондентов к исследованию, контроля за заполняемостью анкеты, контроля выборки, экспорта данных исследования в другие среды обработки данных (Excel, SPSS). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
Раздел 2. Общие технологические основы проведения онлайн опросов | ||||||
2.1. | Эволюция методов сбора социологических данных. Интернет-технологии в социологичеких исследованиях. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | |
2.2. | Обзор существующих сервисов для проведения онлайн опросов | Практические | 3 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | |
2.3. | Особенности построения онлайн выборок | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Особенности инструментария и качество данных в онлайн-исследованиях и возможности их повышения | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | Л2.2 |
Раздел 3. Практические аспекты создания и проведения онлайн опросов | ||||||
3.1. | Построение инструментария на платформе LimeSurvey.Создание опроса и основные виды вопросов | Практические | 3 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Контроль выборки с помощью квот и создание рассылок | Практические | 3 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Экспорт результатов опроса в различных форматах.Проверка качества заполнения анкет. | Практические | 3 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Самостоятельный проект по проведению оналйн опросов | Сам. работа | 3 | 126 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС разработан и выложен на странице курса на образовательном портале АГУ. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Понятие и виды исследований с использованием Интернет. 2. Преимущества и недостатки онлайн исследований. 3. Онлайн исследования: новые возможности получения социологических данных 4. Методология онлайн исследований: новая парадигма или новое средство получения данных? 5. Традиционные и онлайн методы исследований – возможности интеграции для решения практических маркетинговых задач. 6. Каналы доступа к респондентам онлайн и оффлайн. Обоснование популярности панельных исследований. 7. Качество онлайн панелей: стандарты, методы обеспечения и особенности внедрения. 8. Исследовательский инструментарий: основные тенденции развития. 9. Влияние дизайна анкеты на качество ответов в онлайн опросах. 10. Новые подходы и методы онлайн тестирования концепций продукта, креативных материалов, рекламы и веб-сайтов. 11. Качество данных онлайн исследований: достоверность персональной информации, методы оценки качества заполнения анкет. 12. Выборочные методы в онлайн исследованиях. 13. Основные ошибки онлайн опросов как угроза валидности и надежности данных. 14. Влияние проникновения Интернета на достоверность онлайн исследований. Особенности применения метода в странах с низким проникновением. 15. Онлайн исследования в России: ключевые игроки, панельные проекты, динамика развития, товарные категории, которые можно исследовать онлайн. 16. Возможности получения репрезентативных данных в онлайн опросах. 17. Основные тенденции исследовательской индустрии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к зачету 1. Каковы предпосылки появления онлайн исследований? Как связано изменение восприятия потребителей с возникновением новых методов маркетинговых исследований? 2. Как можно использовать преимущества Интернета для проведения исследований традиционными методами? 3. Каковы особенности создания B2C и B2B панелей? Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Теория и практика онлайн исследований» для направления 39.04.01 «Социология» 8 4. Какие процедуры могут повысить достоверность данных, собираемых при помощи онлайн панелей? 5. Чем обоснована тенденция к повышению интерактивности исследовательского инструментария? Дайте ответ с позиции заказчика, представителя исследовательского агентства и участника исследования. 6. В чем особенности методик изучения внимания к визуальным стимулам: eyetracking и клик-тест? 7. Какими способами можно определить недобросовестных респондентов? 8. Какие статистические показатели свидетельствуют о вовлеченности панелистов? 9. Можно ли назвать онлайн исследования репрезентативными? 10. В чем заключаются ограничения в использовании онлайн панелей для изучения Интернет-аудитории? 11. Как связана применимость онлайн методов с категорий товара и его целевой аудиторией? 12. Каким образом, по Вашему мнению, будут развиваться различные методы сбора данных в маркетинговых и социологических исследованиях в течение ближайшего десятилетия? |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пархимович М.Н., Липницкий А.А., Некрасова В.А. | Основы интернет-технологий: учебное пособие : Учебное пособие | Архангельск : САФУ, 2014 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Сысолетин Е.Г., Ростунцев С.Д. | Проектирование интернет-приложений: | Уральский федеральный университет, 2015 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щербаков А.Ю. | Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие | М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | А. М. Ветитнев, Я. А. Ашкинадзе | Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг: учеб. пособие | М.: Финансы и статистика, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на образовательном портале университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Internet Explorer | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
https://manual.limesurvey.org/Surveys_-_introduction https://www.esomar.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
511Д | лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц. |
Для освоения курса студенты должны прослушать все лекции, посетить все практические занятия и подготовить самостоятельный проект по проведению оналйн исследования. |