МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии онлайн-опросов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_ЦМА-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 126 126 126 126
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Д.А. Омельченко

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, О.В. Суртаева

Рабочая программа дисциплины
Технологии онлайн-опросов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Технологии онлайн опросов» направлена на получение знаний, умений и навыков проведения социологических исследований в сети Интернет на основе существующих платформ, в том числе подготовку исследование, создание онлайн форм, сбор данных, контроль квот и степени заполняемости, выгрузку данных в различных форматах и их анализ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4.1 Анализирует варианты формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений;
ОПК-4.2 Анализирует программы, стратегии, управленческие решения в социальной сфере и разрабатывает предложения по их улучшению
ОПК-4.3 Анализирует и прогнозирует развитие рынков
ОПК-4.4 Анализирует риски внедрения результатов социальных проектов и мероприятий;
ОПК-4.5 Разрабатывает предложения по отбору и организации работы экспертов в исследуемой области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные возможности, перспективы и ограничения использования технологий онлайн опросов, особенности различных платформ для проведения исследований, правила и требования к проведению онлайн опросов, способы проверки качества данных, собранных с помощью онлайн технологий, методы повышения достоверности данных онлайн опросов, повышения репрезентативности выборки.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать технологии онлайн опросов для проведения социологических исследований, в том числе конструировать различные шкалы и вопросы разного типа, использовать мультимедийные технологии, исследования труднодоступных групп населения, исследования специфических (сензитивных) тем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками создания и проведения онлайн опросов, привлечения респондентов к исследованию, контроля за заполняемостью анкеты, контроля выборки, экспорта данных исследования в другие среды обработки данных (Excel, SPSS).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. Общие технологические основы проведения онлайн опросов
2.1. Эволюция методов сбора социологических данных. Интернет-технологии в социологичеких исследованиях. Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5
2.2. Обзор существующих сервисов для проведения онлайн опросов Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5
2.3. Особенности построения онлайн выборок Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 Л2.1, Л1.1
2.4. Особенности инструментария и качество данных в онлайн-исследованиях и возможности их повышения Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 Л2.2
Раздел 3. Практические аспекты создания и проведения онлайн опросов
3.1. Построение инструментария на платформе LimeSurvey.Создание опроса и основные виды вопросов Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 Л1.1, Л1.2
3.2. Контроль выборки с помощью квот и создание рассылок Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 Л1.1, Л1.2
3.3. Экспорт результатов опроса в различных форматах.Проверка качества заполнения анкет. Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 Л1.1, Л1.2
3.4. Самостоятельный проект по проведению оналйн опросов Сам. работа 3 126 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС разработан и выложен на странице курса на образовательном портале АГУ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и виды исследований с использованием Интернет.
2. Преимущества и недостатки онлайн исследований.
3. Онлайн исследования: новые возможности получения социологических данных
4. Методология онлайн исследований: новая парадигма или новое средство
получения данных?
5. Традиционные и онлайн методы исследований – возможности интеграции для
решения практических маркетинговых задач.
6. Каналы доступа к респондентам онлайн и оффлайн. Обоснование популярности
панельных исследований.
7. Качество онлайн панелей: стандарты, методы обеспечения и особенности
внедрения.
8. Исследовательский инструментарий: основные тенденции развития.
9. Влияние дизайна анкеты на качество ответов в онлайн опросах.
10. Новые подходы и методы онлайн тестирования концепций продукта,
креативных материалов, рекламы и веб-сайтов.
11. Качество данных онлайн исследований: достоверность персональной
информации, методы оценки качества заполнения анкет.
12. Выборочные методы в онлайн исследованиях.
13. Основные ошибки онлайн опросов как угроза валидности и надежности данных.
14. Влияние проникновения Интернета на достоверность онлайн исследований.
Особенности применения метода в странах с низким проникновением.
15. Онлайн исследования в России: ключевые игроки, панельные проекты,
динамика развития, товарные категории, которые можно исследовать онлайн.
16. Возможности получения репрезентативных данных в онлайн опросах.
17. Основные тенденции исследовательской индустрии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Каковы предпосылки появления онлайн исследований? Как связано изменение
восприятия потребителей с возникновением новых методов маркетинговых
исследований?
2. Как можно использовать преимущества Интернета для проведения исследований
традиционными методами?
3. Каковы особенности создания B2C и B2B панелей?
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория и практика онлайн исследований»
для направления 39.04.01 «Социология»
8
4. Какие процедуры могут повысить достоверность данных, собираемых при
помощи онлайн панелей?
5. Чем обоснована тенденция к повышению интерактивности исследовательского
инструментария? Дайте ответ с позиции заказчика, представителя
исследовательского агентства и участника исследования.
6. В чем особенности методик изучения внимания к визуальным стимулам: eyetracking и клик-тест?
7. Какими способами можно определить недобросовестных респондентов?
8. Какие статистические показатели свидетельствуют о вовлеченности панелистов?
9. Можно ли назвать онлайн исследования репрезентативными?
10. В чем заключаются ограничения в использовании онлайн панелей для изучения
Интернет-аудитории?
11. Как связана применимость онлайн методов с категорий товара и его целевой
аудиторией?
12. Каким образом, по Вашему мнению, будут развиваться различные методы сбора
данных в маркетинговых и социологических исследованиях в течение
ближайшего десятилетия?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пархимович М.Н., Липницкий А.А., Некрасова В.А. Основы интернет-технологий: учебное пособие : Учебное пособие Архангельск : САФУ, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Сысолетин Е.Г., Ростунцев С.Д. Проектирование интернет-приложений: Уральский федеральный университет, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 А. М. Ветитнев, Я. А. Ашкинадзе Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг: учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Internet Explorer
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://manual.limesurvey.org/Surveys_-_introduction
https://www.esomar.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения курса студенты должны прослушать все лекции, посетить все практические занятия и подготовить самостоятельный проект по проведению оналйн исследования.