МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Визуальная аналитика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_ЦМА-1-2020
Часов по учебному плану 142
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 124
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 124 124 124 124
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 142 142 142 142

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Д.А. Омельченко

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, М.И. Черепанова

Рабочая программа дисциплины
Визуальная аналитика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Эффективное использование различных инструментов сбора, обработки, анализа и визуализации данных для решения задач профессиональной деятельности с применением современных информационно-коммуникационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3.1: Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных;
ОПК-3.2: Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов;
ОПК-3.3: Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования;
ОПК-3.4: Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем;
ОПК-3.5: Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия инфографики и концепции развития проектирования визуальных моделей массивов числовых данных, стилевых взаимоотношений и парадигм.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать для целей обработки и визуализации данных различные онлайн сервисы,электронные таблицы, графические пакеты, языки разметки, средства создания мультимедийной и интерактивной графики, языки программирования и программные
среды (R, Python).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1."ффективного использования различных инструментов прикладной информатики для сбора, обработки, анализа и визуализации данных при решении задач профессиональной деятельности, на основе сформировавшейся в последнее десятилетие культуры новых визуальных медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектные основы инфографики.
1.1. Числовые данные и их визуализация. Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5
1.2. Основные принципы построения графиков в изобразительной статистике. Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5
Раздел 2. Языки программирования, как инструмент визуализации данных и создания графических моделей.
2.1. Анализ и визуализация данных с использованием языка программирования R. Практические 2 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Создание интерактивной графики. Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.3. Средства визуальной коммуникации — инфографика и метадизайн (работа с самостоятельными проектами) Сам. работа 2 124 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л1.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС размещен на образовательном портале АГУ.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Инфографика, как инструмент визуализации цифрового контента
2. Информационно-графический дизайн, как вид цифрового искусства.
3. Средства визуальной коммуникации — инфографика и метадизайн.
4. История возникновения и развития инфографики.
5. Инфографика как средство визуализации информации в различных отраслях
(реклама, маркетинг, журналистика, образование, экономика и т.п.)
6. Инфографика, как инструмент формирования визуальной компетенции
(визуального мышления)
7. Тенденции визуализации информации в дизайне печатных медиа в России и за
рубежом
8. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации.
9. Проектные основы информационно-графического дизайна.
10. Семиология графики: диаграммы, сети, карты
11. Использование онлайн-сервисов при подготовке материалов инфографики и
визуализации данных
12. Интерактивная визуализация данных для веб-ресурсов
13. Проектные основы инфографики и визуализации данных.
14. Коммуникация данных с Tableau: проектирование, разработка и визуализация
данных
15. Применение принципов инфографики в анимационной картографии
16. Исследование возможностей языка программирования R для анализа и
визуализации больших массивов данных.
17. Визуализация паттернов во времени.
18. Визуализация взаимосвязей. Деревья, иерархии и рекурсии. Графические схемы.
19. Маппинг: инструменты проектирования.
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. А. Сиденко Компьютерная графика и геометрическое моделирование: [учеб. пособие] СПб.: Питер, 2009
Л1.2 Турлюн Л.Н. Компьютерная графика: [программа] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011
Л1.3 Рэнди Крам Инфографика. Визуальное представление данных: СПб.: Питер, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шикин Е.В., Боресков А.В. Компьютерная графика. Полигональные модели: М.: Диалог-МИФИ, 2005 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89300
Л2.2 Петровичев Е. И. Компьютерная графика: М.: МГГУ, , 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7760
6.3. Перечень программного обеспечения
RStudio, R Markdown, Internet Explorer.
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://medium.com/@Infogram/18-data-visualization-resources-for-education-and-inspiration-529c6f528983
https://www.visualisingdata.com/resources/
https://www.r-graph-gallery.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения дисциплины студенты должны прослушать курс лекций, выполняить практические задания, подготовить самостоятельный проект.
Самостоятельная работа студентов в данном курсе дисциплины состоит из четырех основных частей:
1. Чтение учебного материала и подготовка опорного конспекта лекции;
2. Выполнение задач для самостоятельной работы соответствующего практического задания;
3. Выполнение творческой работы (творческого задания);
4. Подготовка устного доклада с развернутым иллюстративным содержанием в виде презентации по теме курса дисциплины, обозначенной для самостоятельного изучения.