Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 65 | 65 | 65 | 65 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.
1.1. | Цель курса: Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-8 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.5 | способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию детей и подростков группы риска; наиболее значимые методы, направления, подходы и теории, выступающие методологическим основанием комплексного консультирования по поводу семейных проблем; психологические закономерности преодоления детьми трудных семейных ситуаций (развод, нормативный семейный кризис), выступающие факторами риска девиантного поведения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; разрабатывать технологии индивидуального и группового семейного консультирования; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, способствующие или препятствующие адаптации детей и подростков группы риска; организовывать психологическую помощь детям, направленную на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методологией психологической поддержки детей и подростков группы риска посредством перестройки внутрисемейных отношений; ведущими технологиями семейного консультирования; технологиями организации психологической помощи детям, направленной на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система. | ||||||
1.1. | Социально-психологическая модель семьи. | Лекции | 8 | 2 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Социально-психологическая модель семьи. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Социальные роли в семье. Функции семьи. | Лекции | 8 | 4 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Социальные роли в семье. Функции семьи. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Жизненный цикл семьи. | Лекции | 8 | 4 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Жизненный цикл семьи. | Практические | 8 | 4 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. | Практические | 8 | 8 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.8. | Развод как социально-психологический феномен. | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.9. | Нарушение функционирования семьи. | Практические | 8 | 8 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования. | ||||||
2.1. | Семья как источник психической травмы. | Лекции | 8 | 4 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Семья как источник психической травмы. | Практические | 8 | 4 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. | Лекции | 8 | 2 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Модели консультирования семьи. | Лекции | 8 | 2 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Модели консультирования семьи. | Практические | 8 | 4 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. | Сам. работа | 8 | 16 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. | Практические | 8 | 4 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.10. | Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. | Практические | 8 | 2 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.11. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-8, ПСК-4.5, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Векилова С.А. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Прохорова О.Г., Торохтий В.С. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Векилова, С. А. | Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | 2. электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | 3. элктронный курс в системе Moodle "Психология семьи" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется: 1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины. 2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др. 3). При подготовке доклада студенту рекомендуется: 1. Составить план выступления; 2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; 3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) 4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; 5. Время доклада 7 минут; 6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; 7. Приветствуется использование электронной презентации; 8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |