МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии организации маркетинговых исследований
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_ЦМА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., Профессор, Максимова С.Г.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Технологии организации маркетинговых исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы научного творчества
Изучить методы активизации научного творчества
Обучить принципам организации научно исследовательской деятельности
Изучить методологию и методику организации и проведения разных этапов научного исследования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3.1: Вырабатывает стратегию командной работы и на ее основе организует отбор членов команды для достижения поставленной цели;
УК-3.2: Организует и корректирует работу команды, в том числе на основе коллегиальных решений;
УК-3.3: Разрешает конфликты и противоречия при деловом общении на основе учета интересов всех сторон; создает рабочую атмосферу, позитивный эмоциональный климат в команде
УК-3.4: Организует обучение членов команды и обсуждение результатов работы, в том числе в рамках дискуссии с привлечением оппонентов
УК-3.5: Делегирует полномочия членам команды и распределяет поручения, дает обратную связь по результатам, принимает ответственность за общий результат
ПК-1.2: Умеет планировать, собирать социальную информацию для проведения социальных исследований
ПК-1.3: Умеет обрабатывать и представлять анализ полученных данных в ходе исследования.
ПК-3.1: Знает основные этапы и способы разработки и распространения результатов проектной деятельности по изучения общественного мнения;
ПК-3.2: Владеет методами разработки и распространения результатов проектов по изучению общественного мнения с помощью цифровых методов анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные компоненты научного творчества.
Этапы организации научных исследований по актуальной молодежной проблематике. Принципы составления научных программ.
Сущность, структуру научного исследования. Требования к основным компонентам научного исследования. Условия эффективности реализации НИР.
Способы выявления и исследования молодежных проблем.
Способы взаимодействия с молодежными организациями и объединениями.
Способы взаимодействия с молодежными СМИ.
3.2.Уметь:
3.2.1.Реализовать все этапы научного творчества.
Планировать и организовать научные исследования по актуальной молодежной проблематике. Использовать принципы составления научных программ.
Составлять и корректировать структуру научного исследования. Использовать все требования к основным компонентам научного исследования. Формировать эффективные условия по реализации НИР.
Выявлять и идентифицировать молодежные проблемы.
Взаимодействовать с молодежными организациями и объединениями.
Взаимодействовать с молодежными СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа механизмов регулирования молодежных проблем; качественными и количественными методами изучения эффективности молодежной политики
Навыками составления эвристических программ по активизации мышления, вести научные дискуссии по проблемам научного творчества, организации НИР.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы технологии организации анучных исследований
1.1. Проблемы научного творчества на современном этапе развития науки Лекции 3 1 УК-3.3, УК-3.5 Л1.1
1.2. Проблемы научного творчества на современном этапе развития науки Лекции 3 1 УК-3.5, ПК-1.2, ПК-3.1 Л1.1
1.3. Технологии активизации научного творчества Лекции 3 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1
1.4. Проблемы организации научно-исследовательской работы Лекции 3 1 УК-3.3, ПК-3.1 Л1.1
1.5. Введение в научное исследование. Основные признаки любого экспериментального исследования Практические 3 1 УК-3.4 Л1.1
1.6. Способы и средства решения научных проблем Практические 3 1 ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1
1.7. Приемы организации и проведения научных исследований. Методы сбора фактов и логика доказательств Практические 3 1 УК-3.3, УК-3.5, ПК-1.2 Л1.1
1.8. Выбор и формулирование темы исследования Практические 3 1 ПК-1.3, ПК-3.1 Л1.1
1.9. Структура НИР, анализ ее компонентов Практические 3 2 ПК-3.2 Л1.1
1.10. Проблемы организации научно-исследовательской работы Сам. работа 3 30 ПК-1.2 Л1.1
1.11. Введение в научное исследование. Основные признаки любого экспериментального исследования Сам. работа 3 30 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1
1.12. Структура НИР, анализ ее компонентов Сам. работа 3 29 УК-3.5, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Для чего предназначены методы активизации творческого мышления?
2. Чем рациональные методы активизации творческого мышления отличаются от эвристических?
3. Чем коллективные методы активизации творческого мышления отличаются от индивидуальных?
4. Приведите наиболее привычные условия применения эвристик.
5. какими параметрами можно характеризовать креативность?
6. Назовите методы влияния на творчество личности.
7. В чем состоят правила проведения мозгового штурма?
8. Каковы этапы проведения мозгового штурма?
9. В каких случаях метод Дельфи является более предпочтительным по сравнению с методом мозгового штурма.?
10. Как проходит процедура реализации метода Дельфи?
11. Приведите примеры ассоциаций различного типа.
12. Назовите принципы реализации метода ассоциаций.
13. Какие 4 вида аналогии использует метод синектики?
14. Какова последовательность решения проблем методом синектики?
15. Что представляет собой дерево целей?
16. Какая фраза является ключевой в методе сценариев?
17. В чем суть метода Гордона?
18. Перечислите шесть фаз метода «метра».
19. Чем эксперимент отличается от других видов научных исследований?
20. В чем особенности прикладного социально-психологического исследования?
21. Каковы основные критерии, которым должны соответствовать проблемы, выбираемые для экспериментального исследования?
22. Назовите требования, предъявляемые к формулировкам цели, задач, . исследования.
23. Каковы логические требования, предъявляемые к гипотезам эмпирического исследования?
24. Назовите основные ошибки в доказательствах, направленных на выяснение причинно-следственных связей между переменными, изучаемыми в эксперименте.
25. Приведите примеры способов избегания ошибок в доказательствах.
26. С чего начинается подготовка экспериментального исследования?
27. Что такое пилотажное исследование , с какой целью оно проводится?
28. Как оформляются таблицы в тексте исследования?
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Актуальные проблемы современной психологии творчества.
2.Роль «познавательных барьеров» в реализации творческой деятельности личности.
3.Особенности самоактуализации личности на разных этапах творческого процесса.
4.Специфика использования методов стимулирования мышления в разных сферах профессиональной деятельности.
5.Исторические закономерности развития психологии творчества.
6.Основные направления исследований личности в психологии творчества.
7.Социально-психологический анализ основных барьеров творческого мышления.
8.Специфика научного творчества на разных этапах развития российского общества.
9.Основные технологии воздействия на личность с целью стимулирования творческого мышления.
10.Индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие предрасположенность человека к творческой деятельности.
11.Факторы готовности и включаемости в научно-исследовательскую деятельность.
12.Специфика подхода В.И. Вернадского к трактовке условий научного творчества.
13.Диагностика основных общих способностей творчески одаренного человека.
14.Индивидуально-психологические детерминанты формирования креативной личности.
15.Особенности педагогической деятельности для развития творчества личности.
16.Сравнительный анализ методов активизации творческого мышления.
17.Ограничения рациональных методов активизации творческого мышления.
18.Специфика коллективных и индивидуальных методов активизации творческого мышления.
19.Социально-психологические условия и факторы применения эвристик.
20.Специфика мотивации креативной личности.
21.Особенности перцептивной деятельности креативной личности.
22.Особенности интеллектуальной деятельности у личностей с разным уровнем креативности.
23.Психофизиологические предпосылки формирования креативной личности.
24.Индивидуально психологические характеристики, определяющие готовность студентов к научно исследовательской деятельности.
25.Основные социально-психологические характеристики преподавателей учебных заведений высшего звена, определяющие высокий уровень научной деятельности
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573392
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.