МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи и семейное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
к.пс.н., декан, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи и семейное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп
ПК-13 способностью применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и служащих в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и служащих, участвовавших в экстремальной деятельности
ПСК-3 организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.технологии консультирования человека по поводу семейных проблем, супружеской пары, с родителем и ребенком семьи; роль детско-родительских и супружеских отношений в адаптации к экстремальным ситуациям и вторичной травматизации личности; психологические закономерности преодоления детьми и семьями трудных жизненных ситуаций (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, инцест и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать процесс консультирования человека по поводу семейных проблем, супружеской пары, с родителем и ребенком семьи; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, облегчающие процесс реадаптации личности с опытом переживания экстремальной ситуации; просвещать население, работников организаций социальной в области адаптации детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, инцест и др.).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и технологией консультирования человека по поводу семейных проблем, супружеской пары, с родителем и ребенком семьи; методами психологической поддержки в условиях экстремальной ситуации человека как члена семьи, семейной группы в целом;
основами организации психологического просвещения в сфере проблем детей и семей, переживающих трудные жизненные ситуации (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, инцест и др.).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социальные роли в семье. Функции семьи. Лекции 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Жизненный цикл семьи. Лекции 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Жизненный цикл семьи. Практические 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Практические 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 8 10 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Нарушение функционирования семьи. Практические 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования.
2.1. Семья как источник психической травмы. Лекции 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Семья как источник психической травмы. Практические 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Сам. работа 8 10 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Модели консультирования семьи. Лекции 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Модели консультирования семьи. Практические 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Сам. работа 8 15 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Практические 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Сам. работа 8 10 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Практические 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Экзамен 8 27 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложния

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 2. электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 3. элктронный курс в системе Moodle "Психология семьи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3). При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 7 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.