МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комплексы и системы инфокоммуникационных технологий и связи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки11.04.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
ПрофильЦифровые инфокоммуникационные системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план11_04_02_ИКТиСС-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 126
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 126 126 126 126
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., Доцент, Калачев А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Комплексы и системы инфокоммуникационных технологий и связи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Пашнев В.В., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Заведующий кафедрой Пашнев В.В., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Комплексы и системы инфокоммуникационных технологий и связи» обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным стандартом, содействует фундаментализации образования и развитию логического мышления.
Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современной аппаратной базы и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно: ознакомить студентов с основами теории сетей управления и передачи данных, существующими стандартами и тенденциями развития сетевых технологий; привить навыки работы с различными языками программирования для создания системных программ; изложить основные принципы организации сетевого программного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен проводить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения телекоммуникационного оборудования
ПК-2 Способен к выполнению работ по обеспечению функционирования телекоммуникационного оборудования корпоративных сетей с учетом требований информационной безопасности
ПК-3 Способен к администрированию системного программного обеспечения и систем управлениями базами данных инфокоммуникационной системы организации
ПК-4 Способен к администрированию процесса поиска и диагностики ошибок сетевых устройств и программного обеспечения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы электротехники, принципы построения и функционирования сетей связи, основы сетевых технологий
- принципы работы и установки сетевого оборудования, и программного обеспечения
- стандарты и методы защищенной передачи данных в корпоративных сетях
- современные технологии и стандарты администрирования телекоммуникационных корпоративных сетей
- архитектуру программных компонентов СУБД и операционные системы
- протоколы канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней модели взаимодействия открытых систем
3.2.Уметь:
3.2.1.- устанавливать и настраивать программное обеспечение
- диагностировать работу сетевого оборудования, выявлять проблемы и находить решения
- пользоваться контрольно-измерительными приборами и аппаратурой; конфигурировать операционные системы сетевых устройств, производить мониторинг администрируемой сети
- устанавливать и инициализировать новое программное обеспечение
- использовать современные программно-аппаратные средства резервирования данных
- администрировать и архивировать базы данных, применять современные методы и способы реорганизации и восстановления данных
- использовать программно-технические средства диагностики и мониторинга инфокоммуникационного оборудования
- применять новые технологии администрирования, пользоваться технической документацией
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками установки и настройки программного обеспечения телекоммуникационного оборудования
- навыками администрирования системного и сетевого программного обеспечения
- навыками выполнения работ по конфигурированию телекоммуникационного оборудования
- навыками мониторинга установленных сетевых устройств и программного обеспечения
- сетевыми анализаторами, системами мониторинга и контроля работоспособности сетевых сервисов и телефонии
- навыками работы со специальным инструментарием для администратора базы данных (монитор снимков и монитор событий)
- английским языком на уровне чтения технической документации
- навыками конфигурирования сетевых устройств и операционных систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое обучение
1.1. Служба DNS. Алгоритмы разрешения DNS-имени. Принципы их работы. Лекции 1 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Сетевые утилиты arp, nbtstat, route, tracert – назначение, принципы работы, ключи, примеры использования. Лабораторные 1 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие сокета. Что такое сокет и из каких частей он состоит? Основные операторы системы сокетов. Лекции 1 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Понятие сокета. Что такое сокет и из каких частей он состоит? Основные операторы системы сокетов. Сам. работа 1 14 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.5. Понятие сетевого взаимодействия. Клиент-серверные и одноранговые сети. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.6. Методы оценки производительности беспроводной сети Лабораторные 1 10 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.7. Коммутаторы, определение свойства, типы. Лекции 1 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Архитектура и технические средства беспроводных региональных сетей. Элементы СВЧ-тракта и антенны. Лекции 1 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Особенности реализации телекоммуникационной аппаратуры 2-го и 3-го уровней Лабораторные 1 10 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.10. Модель ISO/OSI. Функции уровней модели. Отличия коммутаторов 2-го и 3-го уровня. Сам. работа 1 14 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Лабораторный практикум
2.1. Программное обеспечение для построения карты сети Сам. работа 1 14 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Сети современных датацентров Сам. работа 1 14 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Протоколы маршрутизации Сам. работа 1 14 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Сети IP-6 Сам. работа 1 14 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.5. Основные подходы к организации межсетевого взаимодействия Сам. работа 1 14 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Организация работы простой беспроводной сети управления на основе приложения SerialNet стека протоколов BitCloud. Сам. работа 1 14 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.7. Основные понятия безопасности сети Сам. работа 1 14 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Организация работы типовой сети обработки данных Лабораторные 1 8 ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Аттестация
3.1. Экзамен 1 36 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пятибратов А.П., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Вычислительные машины, сети и телекоммуникационные системы: учебно-методический комплекс Москва : Евразийский открытый институт, 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сысоев Э.В., Терехов А.В., Бурцева Е.В. Администрирование компьютерных сетей: учебное пособие Тамбов : Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Барнс К., Боутс Т., Лойд Д., Уле Э. Защита от хакеров беспроводных сетей : М.: Издательство "ДМК Пресс", 2005 // ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Л2.3 Нужнов Е. В. Компьютерные сети: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научный журнал «Информационные технологии» novtex.ru
Э2 Научный журнал «Информационные системы и технологии» gu-unpk.ru
Э3 Научная и учебно-методическая литература www.intuit.ru
Э4 Курс в Мудл по ЦУК portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Mozila FireFox (https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
FAR (http://www.farmanager.com/license.php?l=ru), бессрочно
DjVu reader (http://djvureader.org/), бессрочно
Visual Studio (https://code.visualstudio.com/license), бессрочно
GIMP (https://docs.gimp.org/2.8/ru/), бессрочно
Python c расширениями PIL, Py OpenGL (https://docs.python.org/3/license.html), бессрочно
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 47774570 от 03.12.2010), бессрочно
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012), бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011), бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Standard, № 61823557 от 22.04.2013), бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206К лаборатория коммуникационных технологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 11 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Aquarius модель Cel-5233 - 8 единиц; компьютер Парус, анализатор спектраRohde&Schwarz; голосовой маршрутизатор D-LINK; коммутатор D-Link - 5 шт.; компьютер Парус; концентратор доступа РРТР; маршрутизатор D-LINK; межсетевой экран DFL- 800 - 4 шт.; межсетевой экран DFL-1600; отладочная плата TMDSDSK6416; шлюз SIP – 4 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
201К лаборатория робототехники – учебная аудитория для проведения, занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 7 посадочных мест; рабочее место преподавателя; генераторы сигналов специальной формы; измеритель иммитанса; источники питания аналоговые; источники питания импульсные; компьютеры-моноблоки; мультиметры цифровые; осциллографы; компрессор; МФУ лазер.; ноутбук; паяльные станции; паяльные станции индукционные; полуавтоматический установщик SMD-компонентов; принтер для печати трехмерных объектов; проектор мультимедийный; частотомер портативный; экран на штативе
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На каждом из лабораторных занятий студенту предлагаются методические указания к выполнению лабораторной работы по соответствующей теме. Студент изучает теоретическую часть работы, рассматривает представленные в описании варианты выполнения работы. После получения индивидуального задания, в соответствии с регламентированным в Методических указаниях порядком выполнения работы, студент выполняет работу, подготавливает отчет по выполненной работе, в следующей последовательности:
- формулировка задания,
- постановка задачи исследований,
- описание схемы лабораторной установки,
- ход выполнения работы,
- полученные результаты экспериментов (таблицы, графики),
- объяснение полученных результатов,
- выводы и заключение по выполненной работе.
После оформления отчета по выполненной работе, проверки отчета преподавателем, студенту предлагается ответить на теоретические и практические вопросы по теме лабораторной работы. Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. После этого студент получает возможность начать выполнение следующей лабораторной работы с получением соответствующих методических указаний.За выполнение лабораторных работ магистр может получит до 50 баллов.
На экзамене студент получает билет с двумя теоретическими вопросами из перечня, представленного в разделе «Перечень вопросов к экзамену». Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 35 минут.Экзамен оценивается в диапазоне от 0 до 50 баллов. Полученные баллы суммируются к уже набранным и магистру выставляется итоговая оценка.