МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системный анализ в экономике и управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Свердлов М.Ю.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Системный анализ в экономике и управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.физ.-мат.наук, доцент Юдинцев А.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд.физ.-мат.наук, доцент Юдинцев А.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование общих навыков проведения системных исследований социально-экономических процессов и явлений и выработки системных решений для принятия управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук
ОПК-2 способностью применять аналитические, вычислительные и системно-аналитические методы для решения прикладных задач в области управления объектами техники, технологии, организационными системами, работать с традиционными носителями информации, базами знаний
ПК-1 способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности
ПК-4 способностью применять методы системного анализа, технологии синтеза и управления для решения прикладных проектно-конструкторских задач
ПК-5 способностью разрабатывать методы моделирования, анализа и технологии синтеза процессов и систем в области техники, технологии и организационных систем
ПК-9 способностью эксплуатировать системы управления, применять современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки, обеспечивающие решение задач системного анализа и управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. специфику экономических задач;
2. основные положения теории систем;
3. процедуры системного анализа и методы системного моделирования;
4. особенности системного анализа социально-экономических систем;
5. основы межличностных отношений в коллективе.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем;ƒ
2. использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования;
3. применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем;ƒ
4. использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. методами сбора, систематизации, анализа, обобщения и интерпретации фактических данных.
2. навыками системного анализа;
3. приемами формализации и построения моделей предметной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория систем и системный анализ
1.1. Основные положения теории систем Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Методология системных исследований в экономике Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Процедуры системного анализа Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Моделирование систем Лекции 6 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Модели поведения человека и обществ Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Управление с системных позиций Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Связи в системе. Фундаментальные свойства систем. Состав, структура и границы системы. Понятия надсистема, подсистема. Цель системы. Практические 6 4 ОПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Функционирование и развитие системы. Узкое место системы. Причинно-следственные связи. Усиливающие и уравновешивающие связи. Жизненный цикл системы. Практические 6 4 ОПК-1, ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Системность в практической деятельности человека. Системность познавательных процессов. Нблюдатель как системный фактор. Классификация систем. Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Основные положения системной методологии. Специфика экономических систем. Формальные и неформальные институты и особенности их исследования. Базовая методика системного анализа Практические 6 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Целеполагание. Выявление системности. Декомпозиция и агрегирование. Измерения. Выбор. Практические 6 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Моделирование как основной подход к исследованию систем. Этапы моделирования. Принципы построения моделей экономических систем. Проблемы построения моделей экономических систем. Практические 6 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Понятия системного архетипа и паттерна. Поведение систем на всех этапах жизненного цикла. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Виды управляющих воздействий. Управление по принципу ведущего звена. Организационная структура системы (виды и роль). Системы информационной поддержки управления (роль и принципы организации). Практические 6 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.15. Работа с конспектами лекций. Подготовка к лабораторным занятиям. Сам. работа 6 40 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Подготовка к итоговой аттестации по дисциплине. Сам. работа 6 26 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение 1
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение 1

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Волкова В.Н., Денисов А.А. ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Свердлов М. Ю. Теоретические основы анализа социально-экономических систем: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506
Л2.2 Свердлов М.Ю. Экономическое обоснование информационных проектов: Учебное пособие ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 М. Ю. Свердлов Реализация экономических оптимизационных задач с использованием компьютерных технологий [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Системный анализ в экономике и управлении portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Системный анализ в экономике и управлении». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, основная и дополнительная литература в библиотеке университета, электронный курс в системе Moodle, возможность получения индивидуальной консультации у преподавателя.
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме.
Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Системный анализ в экономике и управлении»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- выполнение расчетных заданий по моделированию практических ситуаций.