Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 27.03.03. Системный анализ и управление |
Профиль | Системный анализ и управление экономическими системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 27_03_03_САиУЭС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд.физ.-мат.наук, доцент Юдинцев А.Ю.
1.1. | Формирование общих навыков проведения системных исследований социально-экономических процессов и явлений и выработки системных решений для принятия управленческих решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук |
ОПК-2 | способностью применять аналитические, вычислительные и системно-аналитические методы для решения прикладных задач в области управления объектами техники, технологии, организационными системами, работать с традиционными носителями информации, базами знаний |
ПК-1 | способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности |
ПК-4 | способностью применять методы системного анализа, технологии синтеза и управления для решения прикладных проектно-конструкторских задач |
ПК-5 | способностью разрабатывать методы моделирования, анализа и технологии синтеза процессов и систем в области техники, технологии и организационных систем |
ПК-9 | способностью эксплуатировать системы управления, применять современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки, обеспечивающие решение задач системного анализа и управления |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. специфику экономических задач; 2. основные положения теории систем; 3. процедуры системного анализа и методы системного моделирования; 4. особенности системного анализа социально-экономических систем; 5. основы межличностных отношений в коллективе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1. применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем; 2. использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования; 3. применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем; 4. использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. методами сбора, систематизации, анализа, обобщения и интерпретации фактических данных. 2. навыками системного анализа; 3. приемами формализации и построения моделей предметной области. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория систем и системный анализ | ||||||
1.1. | Основные положения теории систем | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Методология системных исследований в экономике | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Процедуры системного анализа | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-4, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Моделирование систем | Лекции | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Модели поведения человека и обществ | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Управление с системных позиций | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Связи в системе. Фундаментальные свойства систем. Состав, структура и границы системы. Понятия надсистема, подсистема. Цель системы. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Функционирование и развитие системы. Узкое место системы. Причинно-следственные связи. Усиливающие и уравновешивающие связи. Жизненный цикл системы. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-4, ПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Системность в практической деятельности человека. Системность познавательных процессов. Нблюдатель как системный фактор. Классификация систем. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Основные положения системной методологии. Специфика экономических систем. Формальные и неформальные институты и особенности их исследования. Базовая методика системного анализа | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Целеполагание. Выявление системности. Декомпозиция и агрегирование. Измерения. Выбор. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Моделирование как основной подход к исследованию систем. Этапы моделирования. Принципы построения моделей экономических систем. Проблемы построения моделей экономических систем. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Понятия системного архетипа и паттерна. Поведение систем на всех этапах жизненного цикла. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.14. | Виды управляющих воздействий. Управление по принципу ведущего звена. Организационная структура системы (виды и роль). Системы информационной поддержки управления (роль и принципы организации). | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-1, ПК-4, ПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.15. | Работа с конспектами лекций. Подготовка к лабораторным занятиям. | Сам. работа | 6 | 40 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-4, ПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.16. | Подготовка к итоговой аттестации по дисциплине. | Сам. работа | 6 | 26 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение 1 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение 1 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Волкова В.Н., Денисов А.А. | ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Свердлов М. Ю. | Теоретические основы анализа социально-экономических систем: учебное пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Журавлева В.В. | Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506 |
Л2.2 | Свердлов М.Ю. | Экономическое обоснование информационных проектов: Учебное пособие | ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | М. Ю. Свердлов | Реализация экономических оптимизационных задач с использованием компьютерных технологий [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Системный анализ в экономике и управлении | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Системный анализ в экономике и управлении». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, основная и дополнительная литература в библиотеке университета, электронный курс в системе Moodle, возможность получения индивидуальной консультации у преподавателя. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: - изучение понятийного аппарата дисциплины «Системный анализ в экономике и управлении»; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работу над основной и дополнительной литературой; - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине; - самостоятельная работа студента в библиотеке; - изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет; - выполнение расчетных заданий по моделированию практических ситуаций. |