МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
стариший преподаватель , Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов целостного представления о способах оказания психологической помощи в ситуациях, требующих быстрого реагирования и характеризующихся как критические, экстремальные для жизнедеятельности человека.
Задачи:
- ознакомление с психофизиологией стресса и особенностями эмоционально-поведенческого реагирования в экстремальных ситуациях;
- изучение методов диагностики экстремальных состояний личности;
- изучение и практическое применение методов психологической помощи и поддержки в экстремальных ситуациях.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности протекания критических периодов в жизни человека, экстремальных ситуаций и типичных реакций на эти ситуации у профессионально подготовленных спасателей и пострадавших, не имеющих профессиональной подготовки для совладания с экстремальными ситуациями. Структуру модели психологической помощи в чрезвычайной ситуации. Методы и формы работы психолога в чрезвычайной ситуации и их содержание.
3.2.Уметь:
3.2.1.Обосновать типы и классификацию экстремальных ситуаций; формы психогении в экстремальных ситуациях и группы пострадавших в чрезвычайной ситуации; острые стрессовые расстройства (ОСР), посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с оказанием психологической помощи в экстремальных ситуациях, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, использования психодиагностических средств для точного применения техник совладания с критическими состояниями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть типологией существующих критических и экстремальных ситуаций, методами диагностики и оказания помощи в критических и экстремальных ситуациях. Методами и формами психологической помощи психолога на разных этапах чрезвычайной ситуации. Спецификой работы психолога с разными категориями: пострадавшими, родственниками пострадавших (погибших), спасателями и участниками ЧС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности психологии чрезвычайных ситуаций как раздела психологии катастроф.
1.1. Особенности психологии экстремальных ситуаций как раздела психологии катастроф. Понятие чрезвычайной ситуации, типы и классификация чрезвычайных ситуаций, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, аварии, военные действия. Лекции 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.2. Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте ЧС. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи.Организация и порядок работы психологов в пунктах временного размещения при чрезвычайных ситуациях Лекции 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.3. Оказание экстренной помощи при эпидемиях и массовых заболеваниях: доврачебная, информационная, психологическая помощь. Основные симптомы и принципы помощи Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.4. Методы психологической помощи экстремальных ситуациях. Дебрифинг как метод экстремнной психологической помощи в экстремальной ситуации. Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.5. Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации.Личность специалиста, оказывающего кризисную помощь. Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.6. Служба экстренной психологической помощи её функции. «Телефон доверия» как форма оказания экстренной психологической помощи Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.7. Техники экстренной психологической помощи. Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи. Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.8. Специфика социально-психологического подхода к экстремальной ситуации. Сам. работа 9 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.9. Эмоциональные состояния человека в экстремальных условиях. Влияние ЧС на психику человека. Первичные психические состояния в чрезвычайных условиях. Сам. работа 9 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.10. Психофизиологическая адаптация к экстремальным условиям. Сам. работа 9 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.11. Классификация групп, пострадавших в ЧС.Чрезвычайные ситуации: техногенные аварии, стихийные бедствия, военные конфликты, эпидемии, социальные взрывы, экономические кризисы. Общие аспекты психологической помощи при ЧС. Сам. работа 9 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.12. Особенности и механизмы стихийного массового поведения людей в экстремальных ситуациях. Паника в условиях экологического бедствия. Сам. работа 9 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.13. Личность специалиста, оказывающего кризисную помощь. Сам. работа 9 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.14. Разработка творческих заданий по дисциплине «Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях».Aнализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам раздела. Сам. работа 9 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 2. Психология травматического стресса: соотношение понятий, модели и диагностика.
2.1. Стресс, травматический стресс, острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство (птср) как следствие переживания экстремальной ситуации Лекции 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.2. Диагностические критерии ПТСР, исторический обзор, эпидемиология, психологические механизмы возникновения и поддержания.Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы. Диссоциация и ПТСР. Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.3. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Методы и методические средства диагностики птср. Психотерапия при ПТСР средствами когнитивно-поведенческой терапии.Пато- и нейропсихология постравматического стрессового расстройства вследствие экстремальных ситуаций разного типа. Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.4. Психология выученной беспомощности и механизмы субъективного контроля над ситуацией в контексте проблеме переживания экстремальной ситуации. Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.5. ПТСР у учасников военных действий, жерств насилия и жестокости, техногенных и природных катастроф, больных тяжелым (неизлечимым) заболеванием: психологические механизмы возникновения, поддержания, особенности психологической коррекции.Cоставление терминологических словарей Сам. работа 9 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.6. Специфика протекания посттравматических стрессовых расстройств у детей Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.7. Метакогнитивная терапия при ПТСР вследствие переживания разных типов экстремальных ситуаций.Cоставление терминологических словарей Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 3. Психология переживания острого горя
3.1. Синдром утраты, горе утраты как процесс. Стадии и задачи горя. Психологические механизмы переживания горя в норме и патологии. Этапы переживания горя. Лекции 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.2. Психологическая помощь больным и их родственникам при госпитализации в связи с тяжелым заболеванием. Лекции 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.3. Задачи и приемы работы психолога на каждом этапе горевания.Психологическое консультирование лиц, находящихся в остром горе на разных этапах. Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.4. Работа с детьми, пережившими утрату родителя Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.5. Оказание помощи при разводе и тяжелых семейных конфликтах. Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.6. Типы жизненных кризисов: возрастные и внешние, связанные с несчастными случаями и потерями. Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.7. Вина и беспомощность: средства восстановления контроля над ситуацией (опосредствования, саморегуляции психической деятельности). Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.8. Психотерапия острого горя средствами когнитивно- поведенческой психологии, психологии деятельности и культурно-исторического подхода. Групповая кризисная психотерапия. Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.9. Психологические индикаторы суицидальной настроенности при переживании горя. Психологическое консультирование лиц, находящихся в остром горе на разных этапах. Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 4. Суицидальное поведение.
4.1. Определение суицидального поведения. Теоретические подходы разных авторов. Лекции 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.2. Консультирование суицидальных клиентов. Общие рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом. Консультирование уцелевших после самоубийства. Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.3. Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей.Признаки депрессии – сигналы суицидального риска. Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.4. Факторы суицидального риска. Социально-демографические Факторы. Индивидуально-психологические факторы. Медицинские факторы. Природные факторы. Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.5. Индикаторы суицидального риска. Ситуационные индикаторы. Поведенческие индикаторы суицидального риска. Коммуникативные индикаторы. Когнитивные индикаторы. Эмоциональные индикаторы. Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.6. Мифы и предрассудки, связанные с суицидальным поведением . Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 5. Психологические аспекты терроризма
5.1. Виктимология терроризма. Социально-психологические индикаторы коллективного насилия как детерминанты террористичекой деятельности. Лекции 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.2. Психологические последствия актов террористической деятельности.Основные посттравматические расстройства,связанные с массовыми террористическими событиями. Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.3. Основные методы психотерапевтического вмешательства:текущая практика.Современное состояние оказания психологической помощи жертвам терактов: оценка и тенденции. Практические 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.4. Классификация жертв террористических актов и их основных потребностей. Психологический портрет жертвы террора. Стокгольмский синдом как разновидность поведения заложников. Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.5. Психология личности террориста. Психологические портреты современных террористов. Психологический портрет террориста-смертника. Сам. работа 9 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.6. Виды и проявления терроризма.Составление реферата-конспекта научных статей по темам. Составление терминологических словарей. Сам. работа 9 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.7. Экзамен 9 27 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
Л1.2 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Л. Д. Демина и др.]; Психологическая и психофизиологическая устойчивость личности: диагностика, консультирование, коррекция и реабилитация: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.4 Экстремальная психология: Методическая литература Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Осухова Н.Г. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. : учебник Академия, 2010
Л2.2 В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие Абрис, 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Горшенина Е. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование: учебное пособие Издательство НГТУ, 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.5 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 –электронный курс в системе Moodle "Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4.В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a) Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
b) Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
c) Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d) самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами,
e) составление терминологических словарей и аннотированных указателей
f) анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисных ситуаций, исследование своей профессиональной позиции при работе с кризисными клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики эмоционального выгорания
g) анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам разделя;.
h) При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
i) На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
j) Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
При подготовке доклада студенту рекомендуется:
- составить план выступления;
- при изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
- обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
- подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
- время доклада 10 минут;
- после доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
- приветствуется использование электронной презентации;
- предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование